обзор

Народный календарь Белогорья. Весна

Какие праздники отмечали в старину на Белгородчине.

В давние времена праздники у славян были связаны с земледельческими работами и сменой времен года – началом сева, окончанием сбора урожая и бытовыми обрядами. Ключевыми были дни весеннего и осеннего равноденствия и зимнего и летнего солнцестояния. После принятия христианства даты праздников не изменились, но появился своеобразный сплав традиционных и христианских обычаев.

Весну в народе встречали дважды. Первый раз – на Масленицу, её праздновали в конце февраля – начале марта. Подробнее о масленичных традициях и обрядах можно узнать в обзоре о зимних праздниках.

Народный календарь Белогорья. Зима

Рождество, Крещение, Масленица и другие праздники.

Второй раз весну встречали на Сороки, в день весеннего равноденствия. И если на Масленицу её скорее зазывали, просили поскорее прогнать зиму, то Сороки был праздником истинно весенним, с него начинались все посевные работы.

Мы предлагаем познакомиться с главными весенними праздниками Белгородчины.

Евдокия-Плющиха

На Белгородчине особо почитали праздник Евдокии-Плющихи, который отмечают 14 марта. По православному календарю это день святой Евдокии Илиопольской. Селяне ходили по пригоркам, «закликали» весну. В селе Рождествено Валуйского района старики утверждали, что снег с этого момента обретает целительную силу и собирали его для лечения. По погоде на Евдокию предсказывали, какая весна будет: если холодно – поздняя, а если талая вода всюду – то к Егорьеву дню уже трава покажется.

Герасим-Грачевник

Ещё один предвестник весны, Герасим-Грачевник, празднуют 17 марта. Он бытовал по всей Руси, но на белгородских землях занимал особое место. Деревенской ребятне наказывали следить, где гнездятся прилетающие грачи: если в прошлогодние гнёзда – весна будет ранняя, а талая вода быстро уйдёт.

Сороки

Этот праздник отмечали в день весеннего равноденствия – 22 марта. Православная церковь в эту дату вспоминает Сорок Мучеников, отсюда и название – Сороки. В народе говорили: «Сорок Мучеников торят путь-дорожку сорока утренникам, из которых каждый всё легче да мягче другого». Имелось в виду, что с этого дня утренние морозы встречаются всё реже.

В этот день принято было закликать весну обрядовыми песенками – «веснянками», и выпекать из теста фигурки птиц – жаворонушек, жаворонушков, птюшек, куликов, галушек, сорок. Обычно выпекали именно 40 таких булочек, в сёлах белгородско-курского региона – по количеству детей в семье, а белгородско-воронежского и оскольского – по количеству детей, девушек и женщин. Зачастую в пару птичек хозяйка вкладывала зернышко и монетку. Тот, кому доставалось зёрнышко, должен был на посевной первым бросить горсть зерна в землю – к богатому урожаю. Жаворонок с денежкой сулил своему владельцу богатство.

В селе Шелаево Валуйского района тот, кому доставалась птичка с деньгами, первым засевал поле, фигурку при этом отдавали лошади. В селе Тимоново девочки 7–10 лет устраивали праздничную трапезу в складчину у снопа. При этом жаворонков сначала кидали на сноп, а потом съедали. Ещё в Валуйском районе фигурки птичек сажали на так называемые «копы конопи», а дети сбивали их шапками и приговаривали: «Кулики, прилетите, весну-красну принесите! Нам зима-то надоела, все хлеба у нас поела».

Женщины в этот праздник зазывали весну, а потом собирались по нескольку человек в одной из изб. Там они складывали жаворонков в глиняную чашку, разламывали на кусочки, поливали конопляным маслом и съедали, забравшись внутрь стога сена во дворе. В Уразово птичек из теста нанизывали на длинные палки, и дети бегали с ними по улице со словами: «Летит кулик из-за моря, несет воду из неволья».

В селе Роговатое Старооскольского района пекли одного большого жаворонка – он был общим, и много маленьких – для детей. В Николаевке того же района дети несли фигурки птичек в поле, забрасывали их на стог сена и кувыркались там. В Сорокино ребятня сажала «жаворонушков» на деревья и играла во что-нибудь, а взрослые тем временем должны были незаметно украсть фигурки. Обнаружив пропажу, дети снова забирали из дома булочки и бежали на улицу со словами: «Быстрей ешь, а то улетит!».

В Борисовском и Грайворонском районах на Сороки дети по очереди прятали птичек-галушек в стоге сена или соломы. Остальные потом все вместе искали лакомство, кто первым найдёт галку, должен съесть её. В Белгородском районе в этот день ребятня обычно взбиралась повыше и, подняв к небу руки с жаворонками, выкрикивала веснянки или издавала звуки, похожие на птичьи.

Дети Ракитянского района, получив птичек из теста, клали их на крыши своих домов со словами: «Пригревай, солнышко, пригревай ясное. На наш двор, на нашу хатку». Потом выпечку снимали, нанизывали на палочки и, подняв высоко над головой, бежали в сад, на огород или в поле, напевая: «Жаворонушки, прилетайте к нам, красно солнышко принесите нам. Зимушка надоела, весь хлеб поела!». Вечером жаворонков съедали, а остатки бросали в реку, отдавали скотине или зарывали в землю – для урожая. В селах Яковлевского района детвора съедала лишь туловища «куликов», а головки и крылышки отдавали матерям. Женщины брали остатки булочек в поле и часть съедали, а часть оставляли на земле.

Также на Белгородчине на Сороки принято было играть в игры «А на горе мак», «Гуси», «Снопы».

Средохрестие, или Средопостие

Праздник Средохрестие связан с Пасхой, но корни обрядов, которые проводили в этот день, уходят в языческие времена. Его отмечали в середине Великого поста, на четвертой неделе, всегда в среду. Отсюда второе название праздника – Средопостие.

В этот день принято было печь кресты из теста или покрестники – пироги с крестом из теста сверху. В середину креста клали монету или зёрна. Кому доставался кусок с сюрпризом, тот первым выезжал засевать поле. В Вейделевке принято было один крест положить в зерно, взять его с собой на поле. Остальные кресты и покрестник ели сами и давали скотине – чтобы не болела.

В Ракитянском районе в каждое печенье в форме креста вкладывали монетку или зерно – к прибыли или урожаю. Один или несколько крестов сохраняли в амбаре, чтобы потом перед севом закопать в землю, отдать лошадям или съесть самим, а остатки покрошить в севные зёрна.

Благовещение

Благовещение отмечают 7 апреля. Если этот день выпадает на среду или пятницу, то, несмотря на Великий пост, можно есть рыбу и растительное масло. А вот работать нельзя: селяне считали – кукушка без гнезда осталась за то, что она на Благовещение завила, крота Бог потому ослепил, что тот на Благовещение копал.

К празднику из пресной муки выпекали просфоры, освящали их в церкви и прятали на хранение за божницу. Потом их ели при болезни или другой напасти. В некоторых сёлах просфору перекладывали в закрома с зерном. В Борисовке пекли «просвиры» размером с кулак, сверху их украшали, а в одну из них клали копейку. Тот, кому достанется такой сюрприз, считался счастливым. Эту монетку потом клали в зерно и сеяли вместе с ним – чтобы урожай был богатым.

Во многих сёлах принято было привязывать просфору к сеялке во время посева яровины. Так крестьяне старались оградить себя от всех невзгод и заручиться поддержкой сил природы на добрый урожай.

На Благовещение можно было петь и водить хороводы. Ещё селяне прыгали через огонь, жгли соломенные лежанки, окуривали дымом одежду – это должно было помочь от разных напастей и болезней.

Вербное воскресенье

За неделю до Пасхи, в память въезда Иисуса Христа в Иерусалим отмечают Вербное воскресение. В Библии сказано, что по пути шествия Христа народ бросал на дорогу пальмовые ветви. На Руси их аналогом стала верба.

В этот день селяне освящали веточки вербы в церкви – считалось, что так она получает особую силу, защищающую от порчи, болезней, сглаза, злых духов и людей. В селе Пороз Грайворонского района по пути домой принято было хлестать всех встречных людей, особенно детей, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез, не я бью, верба бьет, и чтоб выросла сама, така кудрява, как верба». Также хлестали домашних животных – от болезней и зверей, а ещё втыкали во дворе веточку – чтобы чтобы скотина двор свой знала.

Великий Четверг

Последний четверг перед Пасхой называют Великим, или Чистым. Считается, что в этот день вода обладает особой целительной и защитной силой. Селяне спешили искупаться, умыться или набрать воды до восхода солнца, «пока ворон крыла в ней не обмакнул». Утренней водой обязательно умывали детей, а потом её выливали в месте, где люди не ходят.

В народе бытовало поверье, что от того, как проведёшь Великий Четверг, зависит благополучие всего года. Женщины спозаранку обходили своё хозяйство, окропляли скотину освящённой водой, пекли хлеб, убирали хаты, дворы, меняли убранство жилищ, доставали праздничные одежды, мужчины – чистили и кормили животных, переставляли сельскохозяйственный инвентарь, считали деньги. Взрослые сыновья обычно плотничали, плели лапти, выделывали кожу, а девицы – шили, ткали, пряли. Главная цель всего этого – заслужить у таинственных сил природы возможность и желание заниматься этими работами в течение года.

В ночь накануне Чистого Четверга рядом с хлебом на стол клали соль, чтобы она стала целебной. Утром обязательно считали деньги и перетряхивали их в карманах – чтобы в течение года не перевелись. Уберечь посевы от заморозков должен был выставленный за окно свежесваренный кисель. А объехав огород на кочерге до восхода солнца и приговаривая при этом «Крот, крот, не ходи в мой огород», можно было защитить землю от кротов.

В Великий Четверг начинали красить яйца к Пасхе. Для окрашивания использовали отвар луковой шелухи, вишнёвой коры, а также свекольный и травяные отвары. Во многих сёлах яйца ещё и расписывали – считалось, что линии узоров символизируют бичевание Христа-Спасителя. В селе Осколец Губкинского района помимо красных делали ещё зелёные яйца, для этого их отваривали с молодой зеленью озимых всходов.

В Богословке на яйца с помощью воска наносили разные рисунки. Пасхальный крест означал торжество праздника, лист дуба – гармонию красоты и силы для сына, ветки сосны были символом здоровья и долголетия, а звёзды – знаком человеколюбия и нравственной чистоты. Мельницу рисовали для урожая, цветущую фасоль – чтобы хорошие женихи у дочери были, алую розу – для любви, петушиный гребешок изображали для защиты от всякого несчастья, а мотылька – чтобы жизнь у детей лёгкой была.

Пасха

Пасха – Светлое Христово Воскресение – празднуется в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее весеннего равноденствия. Это главный и самый древний христианский праздник, но при этом сопровождающийся традиционными народными обрядами.

Вечером Страстной пятницы хозяйки готовили пасхи из ржаной муки. Тогда же замешивали тесто и ставили на ночь дрожжевые куличи. В субботу их выпекали и украшали. Когда в доме и во дворе было прибрано, пасхальные блюда приготовлены, собирали корзину или блюдо для освящения в церкви. Обязательно укладывали туда кулич, яйца, мясо, сало, творог, соль, сливочное масло и пшено. Сверху всё накрывали дежником – специальным полотенцем, которое использовали только для освящения куличей перед Великой службы.

Накануне праздника в память об усопших на стол обязательно ставили пасхальные яйца на свежей траве. Для этого за две недели до Пасхи в глубокой тарелке проращивали зерна ячменя, каждый день поворачивая её по окружности к солнцу.

После службы вся семья собиралась за праздничным столом. Пришедшие из церкви среди ночи зажигали свечу, будили спящих домочадцев и христосовались с ними – приветствовали друг друга трижды целуясь и приговаривая: «Христос воскресе!». В ответ говорили: «Воистину воскресе!». Затем нужно было помолиться и разговеться – съесть первую скоромную пищу после поста, кулич и яйца. Часто горбушку освящённого хлеба сначала давали скотине – чтобы не болела и хорошо плодилась. Часть ритуальной пищи оставляли для кладбища «душам усопших».

В большинстве белгородских сел во второй половине пасхального дня селяне празднично одевались и выходили на гуляния – менялись куличами и крашеными яйцами, угощали всех желающих, особенно нищих, убогих и больных. Молодёжь играла в лапту, «гусей», «в масла», «битки», «клин», «корёгу», «кругу», мужики крашеные яйца «христом катали», женщины – хороводы водили. Популярной забавой у селян было катание на «релях» – качелях, состоящих из большого вертикального столба с колесом, к которому подвешивали деревянные люльки-качалки.

В некоторых сёлах петь песни и водить карагоды на Пасху было не принято, праздничные гуляния начинались только с понедельника. В Губкинском районе в первый день Пасхи селяне выходили рано утром на пригорки – смотреть, как солнце в небе играет. В Красногвардейском районе на Пасху пели только псалмы и духовные стихи, поминали умерших. А потом, на Пасхальной неделе, можно было петь любые песни, например, в селе Малобыково популярностью пользовалась «Зоря, моя зорюшка», в Прудках – «За лесом, лесиком».

Красная горка

Красная горка – последний день Пасхальной недели. На Белгородчине его ещё называют Фоминым воскресеньем, Вьюнинами, Кликушиным воскресеньем. В этот день водили карагоды, танки и «ширинки» под плясовые песни и качались на «релях». Во многих сёлах был обычай катать с пригорков яйца – на хороший урожай и достаток в дому.

Молодёжь в праздник жгла костры в лесу, саду или на горе, жарила яичницу на сале и угощалась куличами, караваями да калачами. У незамужних принято было играть в «Коршуна», в «Ручеек», «У прилип» и выбирать себе пару.

В Краснояружском районе на Красную горку традиционно зятья ходили в гости к тёщам за подарками. Чаще всего дарили домашних животных.

Егорьев день

Егорьев день, праздник Георгия Победоносца, отмечали 6 мая. Егория считали покровителем скота – что он может уберечь домашних животных от болезней, сглаза, хищного зверя и обеспечить его плодовитость. Именно в этот день крестьяне впервые в новом году выгоняли домашних животных на пастбища. Пастуха для стада выбирали заранее. Это должен был быть уважаемый в округе спокойный человек, умеющий играть на рожке. Весь сезон пастуха кормили все по очереди, платили за работу деньгами и продуктами.

На Егорьев день мужики надевали чистые рубахи, хозяйки стелили на стол праздничную скатерть и клали на него свежеиспечённый каравай. В короб с семенным зерном замешивали зерно посевальщиков и освященное в Чистый четверг, а также крошили туда благовещенскую просфору.

Выводили скот ранним утром, ещё до восхода солнца. Обычно о первом выгоне хозяевам сообщали дети, а им за это давали печево в виде фигурок домашних животных. Пастуху тоже полагалось дать обрядовую выпечку, а также сало, лепешки, блины и яйца. Прежде чем выпустить скотину хозяйка окропляла двор и живность смоченной в воде вербой и, трижды обойдя вокруг, хлестала ее, приговаривая: «Господи! Благослови и здоровьем награди».

В селе Большебыково Красногвардейского района расстилали в воротах пояс и гадали. Если коровы и овцы не заденут его, выходя со двора, то их не тронет ни зверь, ни хворь, а если зацепят – скот заболеет, а семья окажется в нужде. В селах белгородско-курского региона на пояс ещё замок клали и закрывали его сразу же, как животные выйдут на улицу, – чтобы пасть звериная также крепко была закрыта.

В Ракитянском районе в Егорьев день священник освящал посевы, затем молодайка – молодая женщина, недавно вышедшая замуж – выносила ему блюдо с хлебом-солью. После молебна крестьяне варили в поле кашу – это было обрядовое угощение. Также в этот день, выгнав скот на пастбище, женщины сажали тыкву. Считалось, что тогда она вырастет крупной, как корова. А если посадить на Егория подсолнух, его не будут клевать воробьи.

Микола вешний

Ещё один важный для белгородских крестьян праздник – Микола вешний. Отмечали его 22 мая. Миколу считали покровителем лошадей, и главное событие этого дня – выгон лошадей в первый раз в ночное время.

На Миколу принято было жечь костры, жарить яичницу, водить танки и карагоды до самого утра. С этого дня можно начинать купаться в водоёмах.

Народный календарь Белогорья. Лето

Семик, Троица, Иван Купала и другие традиционные праздники.

Отзывы
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»
vk.com/kultbel
Вступить в группу
«Культурный регион»
в Telegram
t.me/belevents
Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.