обзор

Народный календарь Белогорья. Лето

Какие праздники отмечали в старину на Белгородчине.

В давние времена праздники у славян были связаны с земледельческими работами и сменой времен года – началом сева, окончанием сбора урожая и бытовыми обрядами. Ключевыми были дни весеннего и осеннего равноденствия и зимнего и летнего солнцестояния. После принятия христианства даты праздников не изменились, но появился своеобразный сплав традиционных и христианских обычаев.

Мы предлагаем познакомиться с главными летними праздниками Белгородчины.

Вшествие

Открывало череду летних обрядов Вшествие – праздник полного расцвета весны и перехода к лету. Он совпадает с православным праздников Вознесения Господня, отмечается на 40-й день после Пасхи, в четверг.

На Вшествие традиционно пекли печенье в форме лесенок. С одной стороны это был символ пути Христа на небо, а с другой – часть обряда, связанного с почитанием земли, растительности и хлеба. Девушки выходили в поле, соединяли свои «лесенки» вместе, имитируя рост злаков, и приговаривали: «Дай нам, Боже, много тоже ржи, пшаницы, конопицы!». Затем выпечку подкидывали вверх со словами «Расти рожь, большая, вот такая!» и съедали или хранили в святом углу до сбора урожая. Также в этот день крестьяне обходили посевы, водили хороводы и катались по траве, приговаривая: «Расти трава к лесу, а моя рожь – в овину!», то есть к постройке, где сушили снопы перед молотьбой.

В Клименках Вейделевского района праздник начинался ярмаркой в центре села. Жители прямо на земле в несколько рядов стелили домотканые скатерти, раскладывали на них кушанья, собранные вскладчину, и приглашали гостей отведать их угощения.

В Грайворонском районе в этот день девушки каждой улицы делали свою «кукушку» – куклу из веточек и травы, и с обрядовыми песнями шли «на граня» – границу села. Там они выстраивались в круг, в центре которого стояла женщина с кукушкой, и каждая участница стремилась отломить веточку кукушки с ленточкой: это был добрый знак. В целом, на Белгородчине обряды с кукушкой чаще проводили на праздниках семицко-троицкой недели.

Праздник Вшествия предварял и давал начало особо почитаемой на Белгородчине семицко-троицкой неделе.

Семицко-троицкие праздники

Начало лета – время семицко-троицких праздников, которые также называли «Семиковой неделей», «Зеленой неделей» или «Зелеными святками». Обряды этого периода связаны с древним культом растений и почитанием предков, а также проводами весны и встречей лета. Целую неделю народ празднует памятные православные даты, прославляет землю-матушку и просит у нее милости.

Семик

Семик отмечали в седьмой четверг после Пасхи. Это основной праздник, посвященный культу зелени. В этот день украшали дома и дворы ветвями деревьев – по поверью, именно они являются средоточием жизненной и исцеляющей силы. На Белгородчине особенно почитали березу, липу и клен, но также использовали свежескошенную зелень – цветы, чабрец, мяту, душицу, зверобой. Наиболее зеленые и раскидистые ветки обычно размещали над дверьми, окнами и воротами – в местах, где, как считалось, проходит грань между нашим и потусторонним мирами. Потом эти душистые веники хранили за божницей и использовали при болезни.

Один из главных обрядов Семика – завивание березки. Девушки сплетали концы веток в венки или связывали верхушки растущих рядом деревьев так, чтобы получилась арка, и загадывали желание или жениха. Затем на Троицу на завитом деревце гадали.

Ещё в этот день устраивали «крещение и похороны кукушки». Из веточек, камышовой травы или сена делали чучело кукушки, наряжали ее в девичий наряд, украшали ленточками и цветными лоскутками и с плачем и причитаниями несли в сад, где закрепляли на плодовом дереве и оставляли до Троицы.

В селе Колосково Валуйского района рядом с «кукушкой» девушки усаживали еще и «кукуя» – чучело, одетое в мужской наряд. После участницы процессии кумились – расходились по парам в кусты, обменивались яйцами, одеждой, украшениями, обнимались, целовали друг друга приговаривая: «Теперь ты мне кума, я тебе кума – помощница на все дела». С этого дня девушки считались кумами на весь год. Кумление – обряд девичий, но в Яковлевском, Алексеевском и Валуйском районах покумиться предлагали и юношам.

Родительская суббота и Троицын день

В Родительскую субботу перед Троицей в ритуалах соединялись память об усопших и выражение почитания кормилице-земле. В этот день посещали кладбища, пели молебны и жгли поминальные костры.

На Троицу девушки отправлялись в лес развивать березку. Считалось, если венок завял, то девушка не выйдет замуж или кто-то из ее семьи умрет. Погадав, девицы делали венки уже для себя, надевали их и водили хороводы. Вечером, повернувшись к реке спиной и наклонившись назад, венок скидывали с головы в воду и гадали – в какую сторону поплывет, там и жениха найдет. Если венок тонул, это был знак, что девушка умрет или ей изменит милый.

На Семик или на Троицу березу не только завивали, могли также срубить и украсить лентами, бусами, платками и ходить с ней по всей деревне. Затем деревце устанавливали в саду или на полянке в лесу, водили вокруг него хороводы, играли в игры, пели песни и ужинали, а потом шли топить березку. Это было заклинание на дождь.

День Ивана Купалы

Ивана Купалу праздновали в конце июня, после перехода с юлианского на григорианский календарь – в начале июля. Считается, что солнце в это время обладает особой живительной силой. Если на семицко-троицкие праздники земле-кормилице хотели помочь напитаться и вырастить хороший урожай, то на Ивана Купалу стараются взять у нее всё, что есть. По поверью, целебными свойствами в этот период наделялась и роса – ею умывались и набирали впрок от болезней. На заре принято было купаться и обливать друг друга водой – ведь утренние лучи солнца делают её особенно полезной.

В этот день ходили на покос, а ночью – собирали целебные травы, цветы, ягоды и коренья, приговаривая: «Мати-землюшка, благослови меня травы брати, коренья копати». Вечером народ наряжался, собирался на поляне в лесу и пел песни, играл и водил карагоды. Ночью искали цветок папоротника – по поверью, он цвёл только в эту ночь. Считалось, что тот, кто найдёт его, обретёт огромные сокровища и исполнит все свои желания.

Главным обрядом Купальской ночи были очищающие костры. Их разводили на берегу водоемов и пели песни, а когда огонь набирал силу, через него прыгали: дети – для гадания на будущее, взрослые – для очищения от болезней. Через костер прогоняли даже скотину, после чего животных поливали водой. В Яковлевском районе на Ивана Купалу было принято прыгать по очереди через крапиву. Если кто-то задевал растение, его били крапивой по ногам.

Петров день

Через неделю после Святой Троицы начинался Петровский пост, или «Петровка-голодовка». Он длился до 12 июля и заканчивался накануне Дня Петра и Павла. В народе праздник называют Петры-Павлы, Петрово говение.

В этот день работать было нельзя, но он открывал сезон уборочной страды. Селяне устраивали пиршество, на котором впервые после поста пробовали молодой картофель, огурцы, ягоды, грибы, и приглашали соседей и родственников, чтобы разделить с ними трапезу. Гуляния сопровождались играми, народными песнями и карагодными плясками, а затем весь июль каждый погожий день крестьяне занимались сенокосом и готовились к озимому севу.

Ильин день

Ильин день праздновали 20 июля, 2 августа по современному календарю, когда уже заканчивали сенокос и начинали или заканчивали жатву. Если жатву начинали – это были «зажинки», если заканчивали – «спожинки».

В народе праздник еще называют Илья-пророк, Илья сердитый, Громобой. Это время дождей и гроз, которых крестьяне боялись, – молния могла убить скот, сжечь хаты и снопы. Еще в этот день просили Илью-пророка об умеренных дождях в следующем году и хорошем урожае.

В Ильин день работать было нельзя – это праздник и время отдыха перед перед долгой и тяжелой работой.

Зажинки

Начиная жатву, крестьяне молились перед образами о силе. Также принято было, глядя на восток, обратиться к солнцу и попросить погоды. Первый сноп, именинный, украшали ленточками и цветами и ставили под иконами – он исполнял роль первенца и должен был как бы продолжить род. Потом этот сноп первым молотили, а его зерна добавляли к озимым – для урожая, и в корм животным – для сытой зимовки.

Также считалось, что с Ильина дня вода в реках становится холодной, и купаться больше нельзя. В Новоосколькольском, Корочанском, Вейделевском и Валуйском районах прощаясь с летом в этот праздник принято было обливать друг друга водой.

Спожинки

На Спожинки селяне устраивали общее пиршество, мирскую складчину, на котором варили пиво, пекли пироги из свежей муки и резали барана. Чем богаче был урожай, тем дольше длился праздник. На столе непременно в самом видном месте ставили пучок колосьев с яркими цветами и ленточками. Ещё украшали красными лентами косу или грабли и обязательно выплескивали на них ковшик бражки – «обмывали» собранный урожай.

Со Спожинками связан интересный обряд завивания колосьев: на краю поля обычно оставляли последний несжатый пучок колосьев – бороду. Его завязывали узлом или косой, пригибали к земле и придавливали камнями или землей, приговаривая: «Уроди Боже на другое лето урожай хороший!». Этот пучок считали средоточием плодородной силы, жилищем духа урожая. Рядом вытаптывали всю траву и клали кусочек хлеба или сало и яйцо полевому хозяину. В Ивнянском районе к «бороде» празднично одетая молодуха приносила поднос с хлебом, салом и стаканом водки. В этот день обязательно наряжались: женщины в мужчин и наоборот – так запутывали нечистую силу, чтобы она не помешала радостным гуляниям. А в Губкинском районе принято было играть шуточные свадьбы – чтобы поле потом, как и молодожены, принесло приплод, то есть урожай.

После уборки свёклы принято было кувыркнуться по земле, чтобы получить силы для дальнейших осенне-зимних работ.

С этого праздника начиналась пора сватовства – селяне собирались на вечерние посиделки, где молодые девушки и парни могли присмотреться друг к другу. И хоть сватов засылали не раньше, чем через две недели после Спожинок, девицы старались себя показать во всей красе: мастерство – с помощью рукоделия, нрав – с помощью игр и песен.

Отзывы
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»
vk.com/kultbel
Вступить в группу
«Культурный регион»
в Telegram
t.me/belevents
Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.