обзор

Крепостной композитор: как уроженец Борисовки Степан Дегтярев стал всемирно известным музыкантом

Мастер хоровой музыки XVIII–XIX веков, создатель первой русской оратории и первого пособия для музыкантов в России.

Степан Аникиевич Дегтярев – дирижер, композитор, автор около 60 духовных концертов для хора без сопровождения. Под его руководством Шереметевская капелла стала достойной соперницей Придворной императорской капеллы. Он также перевел на русский язык и дополнил уникальный по своему масштабу труд по музыке «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке» Винченцо Манфредини. Этот трактат был единственным пособием для музыкантов на русском языке в течение нескольких десятилетий.

Дегтярев известен на родине и за рубежом как создатель первой русской оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы». Произведение на протяжении многих лет упоминалось во всех учебниках по истории русской музыки, но его партитура была полностью опубликована и стала доступна исполнителям лишь спустя 195 лет после создания, в 2006 году. До этого в печатном виде существовал лишь клавир 1913 года, ставший библиографической редкостью, и отдельные хоровые номера, изданные в советское время.

Детство и образование

Степан Дегтярев родился в 1766 году в слободе Борисовка тогда еще Курской губернии. Родители были крепостными крестьянами графов Шереметевых. Музыкальные способности будущего композитора проявились с ранних лет, и его отдали учиться пению в храме – в слободах, принадлежащих Петру Шереметеву, мальчики получали начальное музыкальное образование. Так граф отбирал наиболее талантливых детей для домашнего театра и крепостной певческой капеллы.

В 1773 году одаренность Дегтярева заметили и отправили его в подмосковную усадьбу Кусково в шереметевский театр. В это время театром и капеллой руководил сын графа Шереметева Николай, недавно вернувшийся из Европы. Особое внимание молодой граф уделял репертуару и обязательной и планомерной профессиональной подготовке певчих и актеров. Он нанял лучших учителей и создал четкую систему занятий и репетиций. Так Дегтярев получил отличное музыкальное и гуманитарное образование – изучил теорию музыки, сольное и хоровое пение, научился играть на скрипке, фортепиано и даже на гуслях.

В капелле было принято отправлять певчих домой, когда у них начинал ломаться голос. Дегтярева оставили при театре, но он исполнял только драматические роли – без пения. Также юному музыканту позволяли посещать лекции по итальянскому языку и русской словесности в Московском университете и часто отпускали его на спектакли Петровского театра.

В 1780 году Дегтярев стал заниматься с виолончелистом, дирижером и композитором Иоганном Фациусом, а затем – с знаменитым итальянским маэстро Джузеппе Сарти. Многие биографы Дегтярева считают, что в 80-х годах он совершенствовал свои навыки в Италии, но документального подтверждения этому нет. К 1786 году молодой борисовец был ведущим оперным певцом и одним из самых образованных музыкантов своего времени. В этот период он выступал не только как солист, но и как руководитель инструментальных и певческих капелл. Он также редактировал произведения других авторов и создавал свои собственные.

Успешный, но невольный

Закончив обучение, Дегтярев получил должность учителя концертов – фактически он был капельмейстером, руководителем хора и домашнего театра, дирижером, музыкальным редактором, композитором и актером. Шереметевская капелла под его руководством стала расцветать, набирать популярность и уже могла соперничать с Придворной капеллой Дмитрия Бортнянского. В 1800-х годах хор сопровождал богослужения в домашней церкви графа, выступал в оперных спектаклях и даже успешно гастролировал в Москве.

В 1805 году Дегтярев перевел с итальянского языка и опубликовал трактат Винченцо Манфредини «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыки». Это пособие стало первым и на протяжении десятилетий оставалось единственным учебником по музыке на русском языке.

Несмотря на талант и популярность, над Дегтяревым постоянно насмехались и унижали его из-за статуса крепостного. Музыкант находился в полной зависимости от графа – карманных денег не выдавали, а продавать свои сочинения не позволяли. Личная жизнь тоже была под строгим контролем – свидания запрещали, а жениться Дегтяреву позволили лишь после 40 лет. Его супругой стала 23-летняя Агафона Григорьевна Кохановская. Дегтярев неоднократно просил Шереметева дать ему вольную, но граф только обещал, а до действий дело не доходило.

Жизнь без театра

Со временем Николай Шереметев стал терять интерес к искусству – в 1807 году он ликвидировал театральную труппу и сохранил лишь певческую капеллу под управлением Дегтярева. При этом часть хористов перевели в лакеи, дворовые или отправили на родину. Концерты практически прекратились.

В 1809 году граф Шереметев умер. Дегтяреву назначили небольшое жалованье и выдали паспорт, позволявший наниматься на работу, но вольную он так и не получил. Семья композитора переехала в Москву и поселилась во флигеле графского особняка на Воздвиженке. Материальное положение Дегтярева было настолько плачевным, что он не мог перевезти свои сочинения и «…не желая оставаться в ненавистном для него месте, он предал их все огню». Ситуация усложнялась чахоткой музыканта. Вскоре ему пришлось переселиться в Странноприимный дом – Шереметевскую больницу, а беременную жену с первенцем отправить к родным в Борисовку. Несмотря на болезнь, композитор продолжал писать и вскоре опубликовал объявление о продаже новых сочинений.

Первая русская оратория и последние годы жизни композитора

В 1811 году Дегтярев создал свое самое крупное и знаменитое произведение – первую русскую ораторию «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» на либретто Николая Горчакова. На фоне наступления Наполеона и нарастающих патриотических настроений оратория имела большой успех у публики. После премьеры знаменитый поэт Гавриил Державин писал:

«…г-н Дехтярев своею ораториею доказал, что он может поставить имя свое наряду с первейшими композиторами в Европе. Немногие музыкальные произведения знаменитейших иностранных авторов приняты были с толикою похвалою от всей публики, как музыка оратории г-на Дехтярева».

Когда наполеоновское войско стало приближаться к Москве, композитор уехал к семье в Борисовку. Денег не было, а найти достойную работу в глубинке не получалось. Со временем он смог устроиться учителем пения к помещику в селе Кудинцево Курской губернии. После освобождения Москвы Дегтярев вернулся в разрушенный город, но здесь тоже работу все еще крепостному не предлагали. Он приступил к созданию оратории «Торжество России, или Истребление врагов её и бегство Наполеона», однако завершить сочинение не успел – в апреле 1813 года музыкант умер. Для современников смерть знаменитого композитора прошла почти незаметно – лишь через несколько месяцев о ней написали в Санкт-Петербургской «Северной почте»:

«Из Москвы, от 11 августа. К сожалению всех любителей отечественных произведений, скончался недавно здесь г. Дехтярев, знаменитый сочинитель музыки…»

По решению сената вольную Степан Дегтярев все же получил, но лишь через два года после смерти – 1815 году.

Шереметевская капелла без Дегтярева пришла в упадок. Возродил ее славу спустя двадцать лет другой уроженец Борисовки – Гавриил Ломакин.


Гавриил Ломакин – крепостной из глубинки, ставший столпом российской музыки

Композитор, педагог и капельмейстер одной из лучших капелл XIX века в России.

Отзывы
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»
vk.com/kultbel
Вступить в группу
«Культурный регион»
в Telegram
t.me/belevents
Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.