обзор

Гавриил Ломакин – крепостной из глубинки, ставший столпом российской музыки

Композитор, педагог и капельмейстер одной из лучших капелл XIX века в России.

Гавриил Ломакин – автор вокальных партий, хоровых произведений, церковных песнопений, обработок и переложений народных песен. Он написал более полусотни романсов, а по его методическим трудам долгое время занималось большинство регентов, певчих и учителей музыки. Среди известных учеников капельмейстера – композиторы Юрий Голицын и Петр Чайковский, дирижеры Александр и Константин Лядовы, музыкальный педагог Николай Мартынов и оперные певцы и певицы Александр Ляров, Иван Мельников, Аделаида Бюдель-Адами и Анна Петрова-Воробьева.

В 2018 году восстановленная и неизданная ранее в нотах кантата Гавриила Ломакина Stabat Mater впервые за полтора века прозвучала на сцене – во время открытия VII фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи». На следующий год ее исполнили академический хор и симфонический оркестр Белгородской филармонии на VIII международном культурном форуме в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга.

Семья и образование

Гавриил Якимович Ломакин родился 26 марта 1811 года в слободе Борисовке. Его отец Яким Михайлович Ломакин и мать Евдокия Стефановна Григорьева были крепостными графа Дмитрия Шереметева.

Творческий путь мальчика начался в Никольском храме, где он пел на клиросе. Борисовский церковный хор был полупрофессиональным – еще в XVIII веке по распоряжению Петра Шереметева при церквях в принадлежащих ему слободах мальчики получали начальное музыкальное образование. Так граф мог отбирать наиболее талантливых детей для своей крепостной певческой капеллы. В 1821 году десятилетнего Гавриила заметили и с другими способными детьми отправили в Санкт-Петербург, в Шереметевский хор.

Долгое время капеллой из 40 человек управлял еще один уроженец Борисовки Степан Дегтярев. Тогда она не уступала Императорской придворной капелле и даже соперничала с ней. Но к моменту зачисления Ломакина хор стал в два раза меньше, а возглавлял его придворный певчий без особых преподавательских навыков. В обучении не было никакой методики, поэтому хористы едва знали ноты, а произведения разучивали на слух. Ломакин стал заниматься самостоятельно, перечитал всю музыкальную литературу в библиотеке графа и брал уроки игры на фортепиано. Он выучил все сонаты Бетховена, фуги Баха, сотни этюдов и других произведений разных композиторов.

С 1825 года хором стал руководить известный капельмейстер императорских театров, учитель пения Петербургского театрального училища и Смольного института Антонио Сапиенца. Видя одаренность и упорство Гавриила, он позволял музыканту дирижировать капеллой.

Первая должность капельмейстера

В 1829 году Антонио Сапиенца умер, и через год Ломакина назначили руководителем капеллы. Он уделял особое внимание обучению певчих пению по нотам и отработке вокальных навыков. Также музыкант предложил такую программу обучения, чтобы учащиеся после ухода из хора смогли найти себе работу. Это требовало больше учителей и материальных вложений, но граф поддержал Ломакина. Старания не прошли даром – капелла вновь стала лучшей в Петербурге.

В этот же период молодой хормейстер приступил к написанию собственного методического пособия и начал преподавать в театральном училище. Популярность талантливого педагога и дирижера росла. В 1831 году Ломакина пригласили преподавать музыку в привилегированном Павловском кадетском корпусе. Вскоре он стал куратором всех военных учебных заведений Санкт-Петербурга. В 1838 году граф Дмитрий Шереметев пожаловал хормейстеру вольную, сохранив за ним место и денежное содержание.

В столице Гавриил Ломакин познакомился с выдающимися музыкантами Александром Даргомыжским и Михаилом Глинкой, музыкальным критиком Александром Серовым и культурным деятелем Владимиром Стасовым. Со всеми он потом на протяжении всей жизни сохранял дружеские отношения. Стасов писал:

«…Тому, что мы видим Шереметевский хор в наше время, он обязан замечательному таланту нынешнего капельмейстера Г. Я. Ломакина, который хотя и получил своё музыкальное образование в России, но бесспорно стоит по своему знанию, таланту, а главное по глубине музыкального инстинкта, наравне с замечательнейшими современными капельмейстерами по части хоров …».
Источник фото
Владимир Стасов

Работа в Императорской придворной капелле

В 1848 году Ломакина пригласили на должность учителя пения в Придворную певческую капеллу под руководством Алексея Федоровича Львова. Помимо преподавания он под наблюдением директора занимался переложением в гармонию всех старинных церковных напевов. В 1858 году Львов представил работу императору как исключительно свою и получил за нее награду. При этом о Ломакине он даже не упомянул. В том же году училище правоведения представило Гавриила Якимовича к ордену святой Анны, но руководитель Придворной капеллы своего согласия не дал, сказав: «…не было еще примера в придворной капелле, чтобы учителям церковного пения давали ордена, следовательно и Ломакину не полагается».

После десяти лет службы хормейстер ушел из Императорской придворной капеллы. Но работа со старинными церковными напевами сильно вдохновила Ломакина, и вскоре он написал новые аранжировки для Шереметевского хора. Было много организационных сложностей, но выступления положительно оценили и публика, и критики.

Создание капеллы для простого народа

В 1862 году Ломакин вместе с Милием Балакиревым открыли бесплатную музыкальную школу. Руководить ей стал сам Гавриил Якимович. Начальную сумму для содержания учеников собрали на концертах Шереметьевской капеллы, потом должно было хватать средств с выступлений хора народной школы. В феврале 1863 года прошел первый такой концерт. На нем присутствовали многие известные музыканты и критики того времени, а также великая княгиня Елена Павловна, принц Ольденбургский и граф Михаил Виельгорский. Мероприятие всем понравилось, и вскоре слухи об успехе «народной» школы дошли до цесаревича Николая Александровича. Он прибыл лично послушать хор, был впечатлен и согласился стать покровителем школы и выделять на неё 500 рублей в год.

На протяжении семи лет Ломакин одновременно преподавал сразу в нескольких учебных заведениях Санкт-Петербурга, параллельно работал в Шереметьевской капелле и занимался бесплатной школой. Последняя требовала все больше внимания и он, чувствуя, что уже не справляется, в 1870 году передал управление Милию Балакиреву. Через год умер граф Дмитрий Шереметьев, и стало не на что содержать капеллу – кому она достанется, было не ясно. Хормейстер попытался заработать деньги на временное содержание учеников с помощью концертов в Москве и Санкт-Петербурге. Выступления снова имели большой успех, ему удалось собрать достаточную сумму, но в итоге капеллу все равно пришлось распустить.

Последние годы жизни музыканта

В 1872 году музыкант уехал в Гатчину, где у него был свой дом. Напряженная работа, невзгоды последних лет и потеря дела всей жизни сильно ударили по его здоровью и привели к нервному расстройству.

В 1874 году раздел имущества Дмитрия Шереметьева закончился, и Ломакину сообщили, что дом на Фонтанке теперь принадлежит ему. Музыканта попросили собрать хотя бы часть капеллы в память о старом графе. Получилось вернуть 14 человек, и под руководством талантливого капельмейстера Шереметевский хор снова стал собирать аншлаги в столице. В этот период у композитора появилось время на издание своих сочинений. Это принесло много переживаний и сложностей с издателями – приходилось корректировать и перерабатывать все написанное.

Вскоре состояние здоровья Гавриила Якимовича ухудшилось, и он снова уехал в Гатчину. Ломакин умер 9 мая 1885 года на 74 году жизни.

Отзывы
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»
vk.com/kultbel
Вступить в группу
«Культурный регион»
в Telegram
t.me/belevents
Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.