обзор

Михаил Эрденко: из «чудо-ребенка» в скрипача-виртуоза

Жизнь и творчество знаменитого музыканта.

Скрипач Михаил Эрденко уже в пять лет дал свой первый концерт, а в семь поступил в музыкальную школу при Московской консерватории. Он дружил с писателем Львом Толстым, собирал полные залы по всему миру и старался играть так, чтобы музыка была понятна каждому слушателю. Редакция «Культурного региона» подготовила биографию знаменитого земляка.

«Дитя, одаренное феноменальными музыкальными способностями»

Михаил Эрденко родился 22 ноября 1885 года в селе Бараново Старооскольского уезда Курской губернии. Его отец Гавриил Эрденко был руководителем цыганского оркестра и с детства учил сына играть на скрипке. С четырех лет юный скрипач выступал с отцом на свадьбах, а уже в пять давал свои первые концерты в Харькове, Полтаве, Ростове, Екатеринославе и Москве. Отзыв-рекомендацию на концертную поездку ему дал директор харьковского музыкального училища.

В Российском национальном музее музыки хранится афиша 1891 года:

«Театр Асмолова. Ростов-на-Дону. В субботу 30 ноября 1891 года дитя пяти лет Миша Эрденко, самоучка, даст один концерт на скрипке под аккомпанемент рояля. Это дитя, одаренное феноменальными музыкальными способностями, удостоверенными Директором Харьковского отделения Императорского училища И. И. Слатиным, играет по слуху более 40 музыкальных пьес; свою музыкальную способность проявил с двухлетнего возраста. Дитя Миша Эрденко – уроженец Курской губернии, города Старого Оскола».

Поехать учиться в Курск «чудо-ребенку», как его называли в те годы, помогла Маргарита Кобзева, дочь старооскольского купца. Она высоко оценила игру мальчика и собрала пожертвования на его учебу.

Губернский Курск встретил скрипача гостеприимно – им сразу заинтересовались преподаватели музыкальных классов и их руководитель и местный композитор Аркадий Абаза. Он и отправил рекомендательное письмо директору Московской консерватории имени П. И. Чайковского.

В семь лет Миша стал учеником музыкальной школы при консерватории – он с успехом сдал экзамены и поразил всех абсолютным музыкальным слухом, блестящей техникой исполнения и памятью.

В Москве Эрденко жил в семье Анны Лауб, вдовы профессора консерватории, скрипача Фердинанда Лауба. Через несколько лет в Москву переехали его родители с младшими сестрами, но вскоре отец музыканта умер – в 16 лет Михаил Эрденко остался единственным кормильцем в семье. Будущий виртуоз прилежно учился и получал стипендию, на которую жила семья.

Музыкант окончил Московскую консерваторию в 1904 году по классу скрипки, его наставником был профессор Иван Гржимали. Михаила Эрденко удостоили звания свободного художника, а за особые успехи наградили малой золотой медалью. Также в консерватории Эрденко познакомился со своей будущей женой, пианисткой Евгенией Гордзялковской. После выпуска скрипач с супругой поехали преподавать в музыкальном училище в Самаре.

Музыкант-революционер

Спустя год Михаил Эрденко вернулся в Москву, там он попал в среду революционеров – строил баррикады, дирижировал концертом на похоронах революционера-большевика Николая Баумана. За это музыканта отправили в ссылку в Вологду, а затем в Архангельскую губернию.

Как только ему снова позволили выступать – в 1906 году – он вернулся к музыке и поехал с концертами в Курск, Самару, Оренбург, Царицын, Одессу, Киев, Среднюю Азию и на Кавказ. Эрденко выступал и на престижных сценах больших городов, и давал благотворительные концерты в пользу рабочих и студенчества. В репертуаре музыканта были классические произведения Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса, Петра Чайковского, Никколо Паганини и других композиторов. Также Эрденко создавал собственные переложения цыганского фольклора.

В 1910 году музыкант брал уроки у знаменитого бельгийского скрипача Эжена Изаи. В этот же год Эрденко стал лауреатом Московского конкурса скрипачей и получил приглашение преподавать в Киевском музыкальном училище, которое вскоре получило статус консерватории. Музыкант продолжил выступать с концертами, но теперь не только как скрипач, но и как композитор, и симфонический дирижер.

Лев Толстой: «Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь так играл»

В Киеве Михаил Эрденко подружился с Сергеем Рахманиновым, Александром Скрябиным, Александром Гречаниновым, Рейнгольдом Глиэром и другими музыкантами. Современники Эрденко вспоминали, что он стремился сделать музыку понятной, близкой и доступной слушателям. Сам музыкант в письмах друзьям писал: «Я достиг того, что передача моего чувства в музыкальном произведении так ясна, что всякий, говорящий о непонимании музыки, понимает, чувствует ее».

В 1910-е годы музыкант с супругой посетили Ясную Поляну, где познакомились и подружились с Львом Толстым. Про игру Михаила Эрденко писатель говорил: «Какая нежность, грация, сила, чувство меры. Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь так играл».

Несмотря на то, что Михаил Эрденко был популярен и собирал полные залы зрителей, его манеру исполнения одобряли не все профессиональные музыканты – он привносил в музыку много личного и порой играл слишком эмоционально.

Он писал Толстому: «Они [музыканты] признают во мне только талант. Для них высшая награда – похвала десяти теоретиков-музыкантов, для меня – тысячи профанов, ибо чем больше меня понимают, тем очевиднее необходимость того «понятного» исполнения, к которому я иду».

Особенно нравилось Льву Николаевичу, когда Эрденко играл «Ноктюрн» Фридерика Шопена. Писатель говорил, что не может представить, чтобы эта музыка в исполнении скрипача могла бы не дойти до зрителя. Однажды он позвал всех работников дома – лакеев, горничных, дворника – чтобы они послушали Михаила Эрденко. «Что он играет, мы не знаем, – сказал один из них, – но он играет так, что до глубины доходит».

Исполнитель. Композитор. Профессор.

Во время работы в Киевской консерватории Михаил Эрденко издал ноты еврейской молитвы «Кол нидрэй», которую раньше называли просто еврейской мелодией. Однажды посетив синагогу в иудейский праздник Йом-кипур (Судный день), Эрденко услышал, как ее исполняет еврейский кантор.

Из брошюры 1911 года «Михаил Эрденко – знаменитый скрипач-виртуоз, лауреат императорской консерватории»:

«Скорбь молящихся, безысходная тоска и отчаяние, звучащие в каждой нотке покаянной молитвы, произвела на г. Эрденко неотразимое впечатление, и, вернувшись домой, он немедленно же записал слышанное, расширив его и аранжировав для скрипки».

Также скрипач написал аккомпанемент для фортепиано. Эрденко был единственным исполнителем «Кол нидрэй» на скрипке.

В 1915 году Киевскую консерваторию эвакуировали в Ростов-на-Дону, Эрденко несколько лет работал там и ездил с концертами по стране. В начале 1920-х годов скрипач переехал в Краснодар – там он возглавил Кубанскую консерваторию, а также организовал музыкально-театральный комитет, академический хор, симфонический оркестр, драматический и оперный театры. Уже к концу 1920-х Эрденко вернулся в Москву. Вместе с другими музыкантами и певцами он участвовал в первых радиоконцертах.

Выступления и гастроли Михаила Эрденко не прекращались. Вместе с женой музыкант посетил Польшу, Латвию, Литву, Германию, а также стал единственным советским скрипачом, который ездил на гастроли в Японию и Китай. Эрденко поразил азиатскую публику – на заключительном концерте в Токио его слушали 20 тысяч человек.

В 1935 году музыкант получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, после чего его пригласили на должность профессора в Московскую консерваторию. Параллельно с преподаванием Эрденко давал концерты – он не переставал выступать до конца жизни.

Музыкант виртуозно исполнял «Кармен» Жоржа Бизе в скрипичной версии Пабло де Сарасате, «Русский карнавал» Генрика Венявского, миниатюры Никколо Паганини и Иоганна Себастьяна Баха, вальсы Фридерика Шопена.

Его жена Евгения Эрденко вспоминала:

«У него были удивительные руки – очень разведены широко поставленные пальцы. Подвижность в них – от природы. Пальцы – устойчивые, крепкие, цепкие, изумительные по силе в пиццикато. Гибкость в кисти была исключительная».

Эрденко известен и как композитор. Он сочинил «Сонату в старинном стиле» для скрипки и фортепиано, несколько скрипичных романсов, пьес, каденций к концертам Иоганнеса Брамса и Никколо Паганини, писал редакции и транскрипции пьес Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Александра Алябьева и других композиторов.

Михаил Эрденко умер в Москве 21 января 1940 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

В 1956 году в Старом Осколе открылась детская школа искусств имени Михаила Эрденко, а также в честь него назвали одну из улиц города.

Спустя 20 лет – к 100-летию со дня рождения музыканта – на Белгородчине провели первый Международный конкурс скрипачей имени Михаила Эрденко. С тех пор конкурс проходит каждые три года и собирает на родине виртуоза много талантливых музыкантов.

На Новодевичьем кладбище рядом с могилой скрипача спустя годы были похоронены его жена, три сестры, племянница и дочь.

Здесь можно послушать запись 1934 года – «Вальс ля-бемоль мажор (Op. 39, №15)» Иоганнеса Брамса в исполнении Михаила Эрденко.

Отзывы

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»
vk.com/kultbel
Вступить в группу
«Культурный регион»
в Telegram
t.me/belevents
Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.