обзор

Народный календарь Белогорья. Осень

Какие праздники отмечали в старину на Белгородчине.

В давние времена праздники у славян были связаны с земледельческими работами и сменой времен года – началом сева, окончанием сбора урожая и бытовыми обрядами. В основе календаря стояли дни весеннего и осеннего равноденствия и зимнего и летнего солнцестояния. После принятия христианства даты праздников не изменились, но появился своеобразный сплав традиционных и христианских обычаев.

Начало нового года в старину приходилось на сентябрь – время, когда заканчивался сбор урожая и приходила пора подготовки к зиме. Мы предлагаем познакомиться с главными народными праздниками Белгородчины, которые отмечали осенью.

Сёмин день

В первый день сентября, по современному календарю 14 числа, праздновали Сёмин день, или Летопроводец. Считалось, что он предсказывает, какой будет осень. Если на улице ясно, гуси ходят стадами, скворцы не улетают – ближайшие месяцы будет хорошая погода.

В Сёмин день принято было запахивать землю, чтобы защитить от нечисти. Этот день – последний для посева озимых. Ещё к этому времени старались приурочить новоселье. Также на Летопроводец отмечали детский семейный праздник Постриги, когда стригли годовалых малышей.

В Губкинском и некоторых других районах на Сёмин день проводили шуточный обряд – похороны мух. Женщины собирались вместе и решали, кто будет ловить мух, а кто – блох. Затем пойманных насекомых заворачивали в тряпочку и хоронили. Действо сопровождалось причитаниями одних участниц и песнями других. Это делали, чтобы в доме не водились насекомые. Молодые участницы обряда старались одеться понаряднее и подчеркнуть свои достоинства, ведь приближалось время свадеб, и парни присматривали себе невест.

Аспос

Аспос отмечали 8 сентября, по новому календарю – 21 числа. Он совпадает с Рождеством Пресвятой Богородицы. Во многих селах в этот день принято было совершать не только церковные обряды, но и традиционные, связанные с уборкой урожая. Название праздника произошло от слова «спожинки», означающего конец жатвы. Также в этих числах собирают урожай лука и чеснока, отсюда второе его название – Луков день. Собранный лук и чеснок заплетали в косы и развешивали по дому сушиться. Потом их могли убрать, но если в доме кто-то заболел – снова доставали.

В селе Акулиновка Борисовского района в этот день парни вешали себе на шею венки из лука и чеснока и ходили с песнями по селу – это означало, что урожай собран. По традиции на Аспос пекли блины. Также считалось, что если теща с зятем была не в ладу, то она должна пригласить его к себе на этот праздник и угостить блинами.

Уздвиженье

В середине сентября, 14 числа, праздновали Уздвиженье – так называли на Белгородчине Воздвижение Креста Господня. Несмотря на то, что это церковный праздник, народ связывал с ним различные приметы и поверья. Считалось, что в этот день нельзя ходить в лес или спускаться в погреб – змеи уже начинают искать теплое место для зимовки и сворачиваться в клубки. Увидеть такое было дурным предзнаменованием.

С Уздвиженья начинали рубить и квасить капусту. С этого дня приходила пора отдыха и развлечений. Основные работы закончились, и теперь у крестьян достаточно времени для гуляний, ярмарок, девичьих посиделок – капустников, и больших семейных застолий.

Покров

В середине осени, 14 октября, отмечали Покров Пресвятой Богородицы. Православный праздник в восприятии крестьян обрёл особый смысл: его связывали с переломным моментом для природы, так называемым зазимьем. Накануне Покрова у женщин было принято сжигать в овине старые соломенные постели – считалось, что вместе с ними сгорают все болезни. Пожилые также бросали туда свои поношенные лапти – чтобы ходить было легче.

В селе Подольхи Прохоровского района на Покров принято было на расстоянии полуметра от стен дома устанавливать крест накрест рейки, а потом пространство между ними и стенами заполнять бурьяном. Так защищали дом от стужи.

С этого дня начинали топить печи. Разводя огонь, женщины приговаривали: «Батюшка Покров, натопи избу без дров». В Ракитянском районе чествовали «пожитный сноп» – зерна с последнего снопа скармливали скотине. С этого дня животных больше не водили на пастбище до весны.

Праздновали Покров широко, приглашая гостей из соседних сёл и хуторов. На стол выставляли заготовленные на зиму продукты, выпечку из свежей муки, но главным угощением были каши, приготовленные из всех видов круп нового урожая.

После застолья устраивали «широкую улицу», где водили карагоды и пели песни. Покров считался покровителем свадеб, поэтому вечером девушки допоздна праздновали и веселились – чем веселее вечер проведешь, тем скорее жениха найдешь. А перед сном девицы говорили: «Покров-праздник, покрой землю снежком, а меня женишком». После Покрова приходила пора сватовства: девицы пряли, вышивали – готовили себе приданое.

Кузьминки

На 14 ноября приходился день святых Космы и Дамиана, в народе – Кузьминки, девичий день и «курьи именины». В этот день резали домашнюю птицу и обязательно что-то из неё готовили: борщ, холодец, картошку с мясом, пироги. А вечером девицы устраивали посиделки, на которые приносили еду и обязательно жареную курицу. Весь вечер они пели, танцевали, играли и, конечно, выбирали женихов.

В сёлах Грайворонского района существовал обычай – ребята, которым скоро уходить в армию, крали кур или петухов в любом дворе. Селяне это поощряли и даже оставляли дверь курятника на ночь открытой.

Народный календарь Белогорья. Зима

Какие праздники отмечали в старину на Белгородчине.

Отзывы
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»
vk.com/kultbel
Вступить в группу
«Культурный регион»
в Telegram
t.me/belevents
Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.