обзор

На каких инструментах играли в старину на Белгородчине

Народная инструментальная музыка Белогорья.

В фольклорных традициях Белгородчины смешались самобытные культуры разных регионов России. Яркий след оставило появление Белгородской засечной черты в XVII веке. Её строили, а потом и служили казаки, пушкари и стрельцы со всей страны. Приезжая на новые земли, они приносили свои песни, наигрыши, музыкальные инструменты.

Мы не можем услышать, какие именно мелодии звучали в Белогорье пару-тройку веков назад, но мы знаем, на каких инструментах их играли.

Жалейка и пищик

Жалейка – это пастуший инструмент. С её помощью пастухи подавали сигнал на выгон и загон скота, а также отпугивали музыкой хищников на пастбище. Мелодии очень полюбились народу, и жалеечники с их наигрышами стали неотъемлемой частью карагодных плясок.

Жалейку обычно делали из ивы, бузины, клена или тростника. В палочке вырезали или выжигали сердцевину и проделывали сверху несколько отверстий. С одной стороны вставляли пищик – маленькую тонкую трубочку из гусиного пера с надрезанным и слегка отогнутым гибким и тонким язычком. Также использовали тростник, орех или лещину. Именно в этой части инструмента рождается голос жалейки.

С другой стороны деревянной трубочки прикрепляли бычий рог. Его предварительно вываривали, тщательно вычищали и шлифовали, чтобы он стал тонким и гладким. От длины, размера и диаметра рога зависят высота, сила и тембр звука. Из-за такой конструкции на Белгородчине жалейку также называют рожком.

В селах Алексеевского и Красногвардейского районов пищиком называли не только одну из составляющих жалейки, но и ее разновидность – двойную жалейку. Её делали из двух трубочек-дудочек, чаще всего камышовых. Их скрепляли вместе и объединяли одним раструбом из бычьего рога. Отверстия на стволах инструмента делали так, чтобы один продолжал звуковой ряд другого. Стандартного строя у инструмента не было – это зависело от местных традиций, репертуара и от индивидуальных особенностей исполнителя.

Кугиклы

Кугиклы – это разновидность многоствольной флейты, как и флейта Пана. Они состоят из трех или пяти трубочек одного диаметра и толщины, закрытых с одного конца. Каждая следующая трубочка короче предыдущей на ширину большого пальца, и у каждой – своя высота звука. Трубочки имеют свои названия, начиная от самой длинной: гудень, подгудка, третяка, четвертяка, мизютка.

Мастерили кугиклы чаще всего из камыша, мякоть которого вычищали гусиным пером, стараясь не повредить при этом донышко трубочки. Для получения нужной тональности звука подрезали края, а чаще – укладывали на дно камешек, засыпали в трубочку песок или заливали расплавленный воск.

Кугиклы считались женским инструментом. Играли нём чаще всего по трое. Исполнительницы делились на фификальниц – тех, кто играет на кугиклах мелодию и помогает голосом, и придувальниц – тех, кто аккомпанирует.

Особенно широко кугиклы были распространены в Белгородском, Ивнянском, Ракитянском, Краснояружском, Яковлевском, Корочанском, Борисовском и Грайворонском районах. До сих пор на этом инструменте играют в селе Выезжее Ивнянского района и в селах Меловое, Нижние и Верхние Пены Ракитянского района. У кугикальниц большой репертуар композиций, самые распространенные сегодня – «Тимоня», «Чибатуха», «Смирёнушка».

Калюка

Калюку еще называют обертоновой флейтой. Это был мужской инструмент, желающих на нем играть женщин не одобряли. Чаще всего калюку делали из стебля татарника. Растение срезали, убирали листья, веточки и колючки, и очищали ствол от внутренних перегородок. Затем на одном из концов делали косой срез и просверливали в получившейся трубочке отверстие, как у свистка.

Ансамбль с травяными дудками, с. Большебыково. На фото: Дмитрий Капустин, Иван Косинов, Сергей Толкушин, Никифор Щербинин.
Источник фото
Ансамбль с травяными дудками, с. Большебыково. На фото: Дмитрий Капустин, Иван Косинов, Сергей Толкушин, Никифор Щербинин.

Длина дудочки могла быть разной, но обычно не длиннее руки человека. Менять звук инструмента можно только на один тон, прикрывая или открывая отверстие на конце трубки пальцем. Высота звука зависит от силы воздушной струи и дыхания, а также от движений пальца, закрывающего отверстие.

Этот инструмент делали на один сезон, часто – на один раз и потом выбрасывали. Играли на калюках в Красногвардейском, Красненском, Валуйском и Алексеевском районах.

Домра

Домра – это струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом полусферической формы. Она появилась на Руси в XVI–XVII веках. Предками домры считают древнеегипетскую пандуру и арабскую тамбуру, вариации которых перекочевали к азиатским народам, а затем попали в Московскую Русь.

На Руси в XVII особой популярностью домра пользовалась у скоморохов. В то время существовали скоморохи, служившие господам, а еще те, кого специально привозили из народа в столицу для выступлений на праздниках. В Москве даже создали «Потешную палату», артисты которой устраивали музыкальные развлечения для московских государей.

Были и странствующие музыканты – они устраивали задорные представления, в которых зачастую не просто веселили публику, но и высмеивали бояр и духовенство. Такие представления не нравились церкви и властям, и в 1648 году вышел указ о прекращении скоморошества на Руси. В стране начались гонения на уличных музыкантов, и даже солдат, игравших на домре – их высылали в Малороссию или на Белгородскую черту.

К XVIII веку домру практически вытеснила балалайка, а к XIX веку о ней уже почти забыли. Возродил этот инструмент музыкант-исследователь Василий Андреев. Знакомая нам домра – это реконструкция найденного в 1896 году старинного инструмента с овальным корпусом.

Балалайка

Балалайка – это струнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным или овальным корпусом и струнами. Обычно их от двух до шести, но в народе наиболее распространенным был вариант с двумя-тремя струнами. Первые балалайки изготавливали из подручных материалов, например, из тыквы, а гриф мог достигать полутора метров в длину. Лишь со временем инструмент приобрел привычные нам формы.

Версий происхождения балалайки несколько, наиболее популярны две из них. Первая предполагает, что балалайка произошла от домры, вторая – что инструмент заимствовали у татар во времена татаро-монгольского ига. Название связывают с тюркским словом «бала» – ребенок, или с праславянским корнем в слове «балаболить» – болтать, пустозвонить. Оба варианта являются отсылкой к необычному звучанию инструмента.

На Белгородчине балалайка появилась в XVIII веке. Сначала на ней играли в основном в народе, но вскоре музыка талантливых балалаечников-самоучек полюбилось и местной элите.

В разных районах Белгородчины формировались свои характерные черты исполнения. Это может быть мерное бряцание, перебор, выигрывание мелодических украшений, игра разложенными аккордами или тремоло на одной ноте – когда получается дрожащий звук.

В Волоконовском районе принято было играть по двое – один ведет мелодию, а другой играет аккорды сопровождения. Отсюда появились местные термины «перветь» и «втореть». Балалаечники села Фощеватово и сегодня считаются виртуозами. В их репертуаре можно услышать «Барыню», «Семеновну», «Подружку», особенно популярен местный лирический наигрыш «Дуся».

Ударные инструменты

В качестве ударных инструментов в народе использовали деревянные ложки, гребни, бубны и барабаны. В селах Тишанка, Фощеватово, Погромец Волоконовского района играли на железных ложках. В Чернянском районе широко использовали бубен – так тогда называли большой барабан с медными тарелками, которые прикреплялись сверху на ребро. Бубны делали из выделанных шкур собак, которые потом стягивали железными ободами.

В Ивнянском, Ракитянском, Краснояружском районах играли на лезвии косы – исполнитель в такт наигрышу слегка подбрасывал его, ударяя деревянной палочкой. Трескающий звук получали с помощью трещотки или скалки и деревянного рубеля для стирки.

А в следующем видео вы сможете услышать, какие песни и наигрыши звучали в Белгородских селах в прошлом столетии.

Отзывы
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»
vk.com/kultbel
Вступить в группу
«Культурный регион»
в Telegram
t.me/belevents
Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.