обзор

Николай Страхов – сын священника, который стал философом-почвенником

Литературный критик, публицист и философ, совершивший антропологический переворот в русской религиозной философии XIX века.

Николай Николаевич Страхов родился 16 октября 1828 года в Белгороде. Его отец Николай Страхов был протоиереем, магистром Киевской духовной академии и преподавателем словесности в Белгородской семинарии. Мать, Мария Ивановна Савченко, – родом из дворянской семьи, дочь ректора семинарии.

Отец умер рано, и мальчика отправили к дяде, архимандриту Нафанаилу, в Каменец-Подольскую семинарию, а затем в Костромскую семинарию. Там он учился на отделениях риторики и философии. Эти годы сформировали у Страхова глубокие религиозные убеждения, которые были неизменными на протяжении всей жизни и отразились в его творчестве.

Окончив семинарию, в 1844 году молодой человек поступил на факультет камеральных наук в Императорский Санкт-Петербургский университет. Через два года из-за недостатка средств Страхов перевелся в Главный педагогический институт на физико-математическое отделение и в 1851 годуокончил его с серебряной медалью. Затем Николай Николаевич в течение нескольких лет преподавал физику и математику в гимназиях столицы и Одессы. В 1857 году защитил магистерскую диссертацию по зоологии. Надеялся устроиться на кафедру в Москве или Петербурге, а пригласили в Казань – туда он ехать не захотел.

Именно в этот период началась литературная деятельность Страхова. В 1858 году он опубликовал в «Русском мире» свои «Письма об органической жизни». Работа привлекла внимание главы журнала «Москвитянин» Аполлона Григорьева. У них завязалось близкое знакомство, благодаря которому в 1861 году Страхов стал работать в журнале Федора и Михаила Достоевских «Время». Такая дружба оказала большое влияние на выбор его дальнейшей деятельности в пользу критики и публицистики, а также на литературное творчество в целом. Оба издателя были почвенниками – транслировали славянофильские идеи и проводили острую полемику с нигилистическими и революционно-демократическими редакциями. В первую очередь – с журналами «Русское слово» Дмитрия Писарева и «Современник» Николая Чернышевского.


Источник фото
Аполлон Григорьев

В течение нескольких лет Страхов написал ряд нашумевших статей. В 1863 году он под псевдонимом «Русский» напечатал в апрельском номере «Времени» статью «Роковой вопрос», посвященную недавнему польскому восстанию. Из-за уклончивого стиля Страхова в статье увидели сочувствие к полякам. Журнал обвинили в государственной измене и закрыли. В 1884 году Михаилу Достоевскому разрешили издавать «Эпоху», где снова стал публиковаться Страхов. Однако разрешение издатели получили только перед самой подпиской, журнал не имел никакого успеха и печать прекратили. Потеряв работу, Страхов жил на средства от переводов философской, исторической и естественно-научной литературы. В 1867 году литератор редактировал журнал Андрея Краевского «Отечественные записки». В 1869–1872 был главным руководителем журнала «Заря». В 1873 он устроился библиотекарем в юридическом отделе Публичной библиотеки, и прослужил там до 1885 года.

В последующие годы популярность Страхова росла – он стал собирать свои статьи в небольшие книжки. Издания имели успех и привлекли еще больший круг поклонников, которые создали автору репутацию выдающегося критика и одного из крупнейших русских мыслителей. Особенно интересны публике были три книжки под общим названием «Борьба с западом в нашей литературе». В них Николай Страхов критик взгляды Джона Милля, Эрнста Ренана и Фридриха Штрауса, отвергает дарвинизм, анализирует европейский рационализм и дает новое толкование русских писателей в славянофильском духе. Написанные Страховым сборники «О методе естественных наук и значении их в общем образовании» и «Мир как целое, черты из науки о природе» посвящены философии естествознания. Также он напечатал большое количество научных работ, статей и рефератов, часть которых вошла в «Философские очерки». В них корень всего бытия представлен как нечто целое и связанное, как вечное духовное начало, составляющее подлинное единство мира. Философ считает, что материализм и идеализм – две крайние точки, которые стремятся найти единое начало всего сущего. И этот «узел мироздания», в котором сплетаются вещественное и духовное – человек. Однако, «ни тело не становится субъективным, ни душа не получает объективности; эти два мира остаются строго разграниченными».

В 1890 годах литератор состоял членом-корреспондентом Академии Наук, где ему доводилось разбирать представляемые на Пушкинскую премию стихотворные произведения.

Умер Николай Страхов 24 января 1896 года в своей квартире в Санкт-Петербурге, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Отзывы
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»
vk.com/kultbel
Вступить в группу
«Культурный регион»
в Telegram
t.me/belevents
Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.