360/>
обзор
Выставка «Интигам Акперов. Живопись, графика»

Выставка «Интигам Акперов. Живопись, графика»

Персональная выставка, посвященная 65-летию художника.
Выставка «Интигам Акперов. Живопись, графика»

В феврале 2020 года в выставочном зале «Родина» прошла выставка «Интигам Акперов. Живопись, графика», посвященную 65-летию художника.

Интигам Акперов родился в Баку. Сначала он отучился в Бакинском художественном училище, а затем на отделении монументальной живописи Азербайджанского государственного института искусств, что и определило декоративно-монументальную манеру его письма.

Часто в современных сюжетах своих картин художник использует мифологические мотивы, образы библейской истории, которые становятся поводом для размышлений о добре и зле, о красоте, которая может быть как спасающей мир, так и разрушающей. В его работах отчётливо ощущается переосмысление художественного опыта разных стран и эпох, выраженное в ярком солнечном восточном колорите, интерпретации византийской, персидской, турецкой школ живописи

Саркофаг для Сальвадора Дали. 2008

В одном из своих писем Сальвадор Дали высказал желание быть похороненным как в Древнем Египте, в саркофаге. Это его пожелание воплощено Интигамом Акперовым в картине «Саркофаг для Сальвадора Дали». В верхней части саркофага автор помещает надпись Avida Dollars (лат.: алчный до долларов) – насмешливое прозвище, составленное из имени Salvador Dalí основоположником сюрреализма Андре Брентоном. Внизу – фраза-оксюморон на латыни Absentes Adsunt (отсутствие присутствия), что вполне в духе предельно эксцентричного Дали. Присутствуют здесь и знаменитые усы Сальвадора, и Гала – русская муза Дали.

Интигам Акперов признаётся, что в этой картине нет ничего, придуманного им. Все элементы на картине взяты из картин самого Сальвадора Дали.

Прощай, Маркес! 2014–2016

Картина посвящена Габриэлю Гарсиа Маркесу – великому колумбийскому писателю, лауреату Нобелевской премии мира в области литературы.

И. Акперов вспоминает:

В 2014 году мы все ждали новые книги Маркеса, но узнали о его смерти. Роман «Сто лет одиночества» для многих из нас остался настольной книгой, которую можно перечитывать всю жизнь. Лично для меня это была большая потеря.

В картине образ прощающегося со зрителями писателя занимает основное место. Справа в нижнем углу – его герои, вверху – его город Макондо, который он создал. А слева внизу – сонм древнеамериканских богов Месоамерики. Маркес прощается с нами, с миром своих героев и навсегда уходит в мир своих богов – это основная идея работы.

Водопад. 2019

Много лет назад Интигам Акперов работал в Египте в качестве художника-реконструктора в составе группы советских археологов. Куратор группы подарил Интигаму журнал, на обложке которого была фотография девушки под водопадом. Кадр так понравился художнику, что спустя много лет он написал картин по его мотивам.

Мадонна большого коллайдера. 2008

На написание этой картины Интигама Акперова вдохновил макет Большого адронного коллайдера с выставки «Техноэкспо». Художник вспоминает:

До сих пор не могу сказать, что это такое и зачем это нужно. Но меня поразила идея – создать огромный, радиусом чуть ли не в тридцать километров подземный тоннель, напичканный разными физическими штучками, да простят меня технари всего мира, чтобы разогнать какие-то частицы и понять первопричину создания материи. Значит, это не Бог коснулся пальцев Адама?!

Интигам Акперов соединил небеса и земную твердь, поставив вертикально «этот самый шпиндель, разгоняющий атомы», как образно назвал это устройство сам художник. А на фоне потока летящих с небес с невероятной скоростью разноцветных частиц появилась «Мадонна Лита» великого Леонардо, затем художник увидел большой праздник на берегу Средиземного моря с женщинами, мальчишками, собаками, быками, машинами, воздушными шарами и самолётами. А вдали в жёлтой дымке два городских пейзажа: слева – родной город Сальвадора Дали Кадакес, справа – Дельфт Вермеера.

Царь Давид и Ависага Сунамитянка

Картина написана по мотивам истории из Ветхого Завета о царе Давиде и его прислужнице Ависаге Сунамитянке

Справа в верхней части картины за спиной царя за окном видна каменная стена знаменитого роскошного дворца царя Давида. А на первом плане сам царь Давид сидит грустный и поникший, отвернувшись от юной девушки, с мыслями о неизбежном и близком конце жизни. И никакие богатства мира не смогут предотвратить этот конец. А рядом с ним – молодая, гордая Ависага Сунамитянка, своей красотой бросающая вызов вечности и богатству.

Песня об Иерусалиме. 2003

Картина написана художником по впечатлениям, полученным от пребывания в Иерусалиме.

Композиция картины представляет собой коллаж из различных иудейских, христианских и исламских историко-архитектурных объектов, находящихся на Храмовой горе. В центре художник поместил мечеть Купола горы, перед ней – изображение сцены жертвоприношения Авраама.

Справа – христианская святыня христианства – храм Гроба Господня, Виа Долороса – дорога, по которой Христос шёл от места, где он был осуждён, до места его распятия.

В левой части – церковь Святой Троицы в Русском подворье. В центре – Богоматерь с Младенцем и погрудные изображения двух девушек-палестинок, слева – обобщённый образ молящейся о мире женщины, справа – кающаяся Мария Магдалина. Вверху – изображение благословляющего Иисуса Христа.

Саломея. 2010

Сюжетом картины стала известная история из Нового Завета о Саломее, дочь иудейской, царице Халкиды в будущем.

Картины на этот евангельский сюжет писали многие выдающиеся художники. Акперов воспроизводит его по-своему. Почти всё пространство полотна занимает изображение танцующей Саломеи. В нижнем углу миниатюрой изображено лежащее на земле тело без головы в окружении старцев. В левом верху картины весёлое застолье царя Ирода, а в правом – гонец с подносом с головой праведника, бегущий во дворец.

Сергей Есенин и действующие лица. 2016

Интигам Акперов конструирует воображаемую ситуацию, в которой собирает вокруг Сергея Есенина людей, каждый из которых сыграл свою роль в жизни поэта, предопределённую судьбой. Художник уходит от временных рамок, для него не важно – когда, важно – кто.

Художник проводит аналогию между жизненной историей и пьесой, используя театральный термин: «Действующие лица». Невольно вспоминается У. Шекспир: «Весь мир – театр, а люди в нём актёры», – и у каждого из них своя роль.

Сразу за поэтом слева его родители, мама Татьяна Фёдоровна и отец Александр Никитич. Рядом с Сергеем на первом плане сестра Екатерина. Далее идут его жёны – Зинаида Райх, Айседора Дункан, Софья Толстая, Надежда Вольпин.

Левее – чёлка Всеволода Мейерхольда, будущего мужа второй жены Есенина Зинаиды Райх, правее – напряжённый лоб Маяковского, вечного оппонента поэта-лирика Есенина. А рядом с поэтом справа Анатолий Мариенгоф.

С обеих сторон полотна на заднем плане художник изображает вид сверху на праздничную улицу, по которой с транспарантами движется людской поток. Ещё мгновение и вся компания выйдет на Первомайскую демонстрацию.

Кремль. 2014

Для Интигама Акперова характерно глубокое погружение в историю, внимание к мельчайшим деталям. О его работах, связанных с конкретными зданиями, сооружениями говорят, что если в здании 40 окон, можно быть уверенным на 100%, что и на картине в этом здании их будет тоже 40.

Художник пишет московский кремль со стороны Кремлевской набережной с верхнего ракурса, который позволяет увидеть весь историко-художественный комплекс сооружений как внутри этой древней крепости, расположенной в центре Москвы, так и снаружи.

Последний барьер. 2020

В 2019 году художник начал новую серию картин, посвященную спорту. Картина «Последний барьер» обращается к теме конного спорта. Кто-то сказал, что если вы хотите изобразить на полотне скорость, то пишите скачки. В скачках участвуют двое – лошадь и человек и результат зависит от личных усилий каждого из этих двоих, от их способности интуитивно понять и почувствовать другого.

«Культурный регион» во ВКонтакте
@kultbel
«Культурный регион» в Facebook
@kultbel