обзор

Выставка «Уездный город»

undefined / undefined

Постоянная экспозиция Музея народной культуры на Гражданском проспекте называется «Уездный город». Она позволит вам совершить виртуальную прогулку по главной улице Белгорода времен XX века.

Музей народной культуры расположен в здании бывшего кинотеатра «Орион» на одной из центральных улиц города. Гражданский проспект и столетие назад был главной улицей Белгорода, только назывался иначе: улица Корочанская, улица имени Императора Николая II (Императорская), Гражданская, Ленина... В этих названиях как в зеркале отражались события, происходившие как в жизни города, так и страны в целом.

В начале XX века на улице было множество торговых и общественных заведений – Русско-Азиатский банк, четыре из восьми городских аптек, пять фотоателье, единственные в городе музыкальный магазин и магазин швейных машин «Зингер», все три городских кинематографа – «Орион», «Иллюзион» и «Биограф Пате».

Мастерские фотографов в это время появились практически во всех регионах России. В дореволюционном Белгороде в разное время работало 12 фотомастеров. В разделе экспозиции воссоздан уголок фотомастерской начала ХХ века, которая носит имя Константина Андреевича Скорупского. И это не случайно: портреты, сделанные им, пользовались невероятной популярностью у современников, белгородцы в начале ХХ века предпочитали фотографироваться именно у него.

undefined / undefined

Торговали на центральной улице именитые купцы, держатели крупных лавок, торговцы элитным товаром. Мелкие лавочники держали свои магазины на окраинах. В лавке могли продавать товар одного назначения (например, только мануфактуру или только посуду), но были и такие, где торговали всем понемногу. Такая торговля рассматривалась как средство привлечения покупателей и повышения конкурентоспособности. В экспозиции представлена купеческая лавка, где торговали «всем понемногу».

undefined / undefined

Товар в лавке рассчитан и на горожан, и на крестьян, которые, приехав город, могли найти для себя нужные вещи, различные бытовые предметы – аптекарские склянки и парфюмерные флаконы, щипцы для завивки волос, фарфор кузнецовских заводов, подсвечники и керосиновые лампы, чемоданы и шкатулки из лозы, замки и столовые приборы, готовальня и домино.

Здесь можно увидеть так почитаемые всеми сословиями русского народа самовары разных форм: самовар банкой, самовар рюмкой, самовар вазой, самовар яйцом. Платки, представленные здесь, были любимы женщинами всех сословий, но особенно крестьянками и женщинами из рабочих и мещанских семей. Купцы могли закупать изделия, выполненные крестьянами, например, холсты, кувшины и продавать их у себя в лавке. Граммофон, столь желанный 100 лет назад, мог продаваться в лавке, а мог веселить покупателей, зазывать их к радушному хозяину.

На углу центральной улицы, в доме Самойлова, располагалась мастерская модистки Евгении Абрамовны Рахлин, которая была потомственной портнихой. Она также держала магазинчик дамских шляп и мануфактурных изделий. В экспозиции создана рабочая атмосфера портнихи: на столике ручная швейная машина «Зингер», лиф дамского платья, над которым работает модистка. Здесь же жаровой утюг и нагревные парные утюжки.

undefined / undefined

Выбирая фасон, дамы руководствовались модными журналами и модными картинками. Их получали из Парижа, в России журналы мод стали издавать только с начала XIX века. В то время не печатались выкройки моделей, и модистке приходилось исполнять заказ, руководствуясь только изображением платья на картинке.

После прогулки по улице уездного города, посетителю музея открываются двери в один из белгородских домов. В данном разделе экспозиции представлено типичное убранство дома состоятельного горожанина на начало ХХ века.

Первая комната, куда попадает человек, зашедший с улицы – это прихожая. Здесь гостей встречает горничная, она докладывает о визите хозяину или хозяйке, но сначала помогает гостю раздеться и вешает одежду на большую резную вешалку с зеркалом, полочкой для тростей и зонтов и ящичком для перчаток. На столике расположена шляпная коробка, на стуле – саквояж хозяина дома.

Гостей принимали в специальной комнате. Но она служила не только для приёмов, это было так называемое «место для жизни», где собирались все члены семьи для проведения досуга, домашних вечеров, обсуждения домашних дел. У состоятельных домовладельцев интерьер и обстановка гостиной соответствовали определенному историческому стилю, у горожан же с более скромным достатком мебель была «сборная», составленная из предметов разных времён и стилей.

Обедала семья XX века в столовой. Там стоял обеденный стол, стулья и, конечно же, буфет, в котором хранилась посуда и столовое белье. Ключами от буфетов, шкафов, комодов, шкатулок распоряжалась хозяйка дома. Представленный в экспозиции буфет изготовлен русскими мастерами во второй половине XIX века.

В доме состоятельного делового человека обязательно был кабинет. Местоположение и размер зависели от рода деятельности: если к хозяину ходили посетители, вход в кабинет был из вестибюля, в ином случае он располагался в глубине квартиры.

Завершается осмотр экспозиции галереей портретов белгородцев, живших в Белгороде на рубеже XIX–XX веков. Большинство имен их неизвестны – однажды зайдя в фотоателье к белгородским фотографам, они и не подозревали, что попадут в вечность. Их фотографии стали яркими иллюстрациями прошлого, связующей нитью между прошлым и настоящим.

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»
vk.com/kultbel
Вступить в группу
«Культурный регион»
в Telegram
t.me/belevents
Вступить в группу