Памятники, посвящённые семье, стали устанавливать в Белгороде ещё в советские времена. Некоторые из них создали на художественных фабриках как типовые скульптуры для размещения в разных городах России, а некоторые разрабатывали местные художники и скульпторы специально для нашего города. Не все они сохранились до наших дней.
В нашем обзоре расскажем о тех скульптурах, которые можно увидеть на городских улицах сейчас.
Скульптурную композицию «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские» установили в Белгороде в 2013 году. Находится она недалеко от центрального ЗАГСа, в сквере Любви на набережной Везёлки. Эти влюблённые являются покровителями семейного очага.
Жизнь православных супругов считается образцом христианского брака и символом идеальных семейных отношений. В православной церкви 8 июля празднуют день их памяти, а с 2008 года это ещё и официальный праздник – День семьи, любви и верности.
По легенде, князь муромский Пётр полюбил крестьянку Февронию, которая вылечила его от недуга, и женился на ней. Но из-за недовольства бояр неравным браком оставил княжеский престол и до конца был верен супруге.
Памятник покровителям семейного очага размещён в часовне-ротонде: фигуры Пётра и Февронии в монашеских одеждах находятся в центре, а на стенах висят барельефы с клятвами. Супруги стоят лицом друг к другу и держат в руках голубей.
Композицию окружают выкованные из железа деревья, на ветвях которых молодожёны и влюблённые пары вешают ленточки и замки как символ своих чувств.
Бронзовая композиция «Семья и материнство», который ещё называют «Семья у фотоаппарата», находится в центральном парке города. Её автор – скульптор Тарас Костенко, создавший для Белгорода несколько контактных скульптур: «Волейболисты», «Воспоминание», «Дворник» и другие.
Памятник установили в 2008 году. Он представляет собой образ счастливой семьи по принципу «два плюс три» – мама, папа и трое детей. Все фигуры выполнены в полный рост. Семейство позирует перед старинным фотоаппаратом, за который может стать любой прохожий уже для своего собственного снимка на память.
Памятник «Семья» – первая контактная скульптура города. Она была отлита из скульптурного бетона с добавлением гранитной крошки и установлена у Белгородского театра кукол в 1973 году. Скульптура и сейчас находится на том же месте.
Автор композиции – белгородский скульптор Александр Пшеничный. Позже он создал ещё один памятник, посвящённый семье, который был установлен в парке Победы. До наших дней вторая работа не сохранилась: её демонтировали при строительстве нового здания художественного музея.
Скульптурная композиция представляет собой собирательный образ семьи: мама, папа и ребёнок. Фигуры персонажей выполнены с преувеличением натуральных размеров и установлены прямо на тротуаре.
Этот памятник находится возле здания железнодорожной поликлиники на проспекте Славы. Он был отлит на художественной фабрике в советское время как одна из типовых скульптур для установки в городах России.
Памятник сделан из бетона на металлическом каркасе, фигуры матери, отца и ребёнка выполнены в полуторном размере. Постамент скульптуры одновременно выполняет и утилитарную функцию – это вытяжка вентиляции подвала поликлиники.
В советское время существовала ещё одна версия памятника советской семье, которая была установлена в парке Ленина. Но до наших дней она не сохранилась.
Этот памятник многодетной семье находится в Новом Осколе. Его установили в городском парке в июле 2018 года.
Идею и концепцию скульптуры разработал подольский писатель Сергей Копычев, а воплотили в жизнь скульпторы Вячеслав и Тимур Узенские. По задумке автора, скульптуру должны были установить в Подольске, но подходящего для неё места не нашлось. Поэтому она была передана в дар Новому Осколу.
Композиция представляет многодетную семью: отца, беременную мать и четверых детей. Младшая дочь держит в руках поднос с караваем, который является точной копией самого памятника. Фигуры выполнены в полтора раза больше натуральной величины и размещены на четырёхметровом постаменте, на котором по кругу выгравирована надпись «Семь Я».