Предлагаем вам прогуляться по городу и узнать о привычных для каждого горожанина местах чуть больше. Начнём маршрут от кафедрального собора, пройдём через площадь и парк Победы и выйдем к площади трёх музеев. Прогулка займёт примерно один час, а пройти предстоит около двух километров.
Первые упоминания о Преображенской церкви датируются 1626 годом. Известно, что располагалась она на «ногайской стороне» – сейчас это Старый город. Позже, когда Белгород перенесли на правый берег Северского Донца, храм Преображения Господня построили на левом берегу Везёлки – в районе современного парка Победы.
Позже решили построить новый храм. Возводить его начали 9 июня 1807 года по проекту харьковского архитектора Евгения Васильева. Готов он был в 1813-м и освящён архиепископом Феоктистом.
В XIX веке Преображенский собор часто называли церковью на базаре из-за того, что стоял он на Базарной площади. И цвет его, в отличие от сегодняшнего, был белым. Зелёными были крыша и купола, крытые медью, а их верхушки – позолоченными.
После закрытия в августе 1923 года Троицкого собора Преображенская церковь получила статус кафедрального собора.
16 июня 1939 года храм закрыли, в нём разместился пункт «Заготзерна». Однако во время немецкой оккупации службы возобновились. За время войны церковь сильно пострадала из-за попадания артиллерийских снарядов и воздушно-взрывных волн.
В 1962 году собор снова закрыли. В 1973-м в здании открыли музей, проработал он 17 лет. В 1990 году храм вернули верующим. 19 августа – в праздник Преображения Господня – здесь прошло первое после долгого перерыва богослужение.
Сегодня Преображенский собор является не только культовым сооружением, но и памятником архитектуры, построенным в стиле русского классицизма. Это один из двух ныне сохранившихся в Белгороде пятиглавых храмов наряду с Успенско-Николаевским собором.
А теперь давайте спустимся к Соборной площади по улице Попова, которая сначала называлась Курской, а позже – Старомосковской. Своё нынешнее название улица получила в честь командира танкового взвода старшего лейтенанта Андрея Попова. Его экипаж первым в ночь на 9 февраля 1943 года ворвался в оккупированный Белгород. Из семи первых освободителей города в живых тогда остался только один – механик-водитель Сергей Хохлов, потерявший в том бою кисти обеих рук.
Главной площадью Белгорода в давние времена была площадь Большая. Она находилась на другом конце квартала, перед нынешним подземным переходом через проспект Богдана Хмельницкого. А современная Соборная площадь Белгорода называлась площадью перед женским монастырём – Рождество-Богородицким.
После того, как в декабре 1919 года здесь похоронили более 70 защитников советской власти, казненных деникинцами перед отступлением из Белгорода, площадь получила второе название – «Площадь Жертв контрреволюции». В 1927-м её переименовали в площадь Революции. А нынешнее название появилось 1 июля 2004 года.
Сегодня Соборная площадь является пешеходной зоной. В центре расположен большой медный круг с изображением карты области, а вокруг него 21 металлический прямоугольник с гербами районов и городских округов. До реконструкции площади в 2018 году у белгородцев и гостей города была традиция хлопать в ладоши, стоя в центре круга и загадывая желания. Хлопок отдавался металлическим звоном.
На Соборной площади расположено здание правительства с памятником-стелой перед ним, часовня в честь святого князя Владимира, памятный знак на месте бывшего Рождество-Богородицкого монастыря, здание драмтеатра, мемориальный комплекс «Вечный огонь» и гостиница «Белгород».
Дом Советов – главный объект застройки площади. Его начали возводить 10 июня 1954 года. В этот день прошёл праздничный митинг, на котором представили макет будущего здания.
Автором проекта выступил архитектор Леонид Гальперин, а строительством занималось стройуправление № 4. Общий объём сооружения – 62 тысячи кубометров, а высота – пять этажей.
А вот точной даты сдачи объекта нет, вероятно, это произошло в июне 1957 года. Первую фотографию новостройки опубликовали в газете «Белгородская правда» 16 августа 1957 года. Там же писали о том, что в здании 300 рабочих кабинетов, колонный зал на 500 мест, 2 малых зала, столовая, буфеты, автоматическая телефонная станция, 4 лифта, котельная и другие служебные помещения.
Когда начали строить Дом Советов, на площади ещё стоял памятник Ленину. Снесли его в 1955-м. Также известно, что до него был ещё один памятник. Скульптор Георгий Алексеев, которому довелось рисовать Ленина с натуры, изобразил вождя мирового пролетариата в бронзе в человеческий рост, стоящим на стилобате в виде большой многоярусной трибуны. Открытие монумента состоялось 7 ноября 1927 года. В 1941-м гитлеровцы хотели уничтожить его, но белгородцы спрятали скульптуру и после освобождения города в 1943 году вновь поставили на площади.
Новый памятник Ленину должны были торжественно открыть вместе с Домом Советов. Однако скульптуру поставили здесь несколько позже – 6 ноября 1957 года, накануне 40-летия Октябрьской революции.
Впоследствии памятник перенесли на Народный бульвар, а на его месте 5 августа 2013 года открыли стелу в честь присвоения Белгороду звания «Город воинской славы».
Памятная стела представляет собой колонну, увенчанную гербом Российской Федерации, выполненным из позолоченной бронзы. Высота колонны – 10,3 метра. На её пьедестале со стороны главного фасада в бронзовом картуше расположен текст указа президента, а с обратной стороны – бронзовый герб города Белгорода. По углам площади установлены скульптурные барельефы, на которых отражена военная история Белгорода.
Теперь обратите взгляд в противоположную сторону. По левую сторону от драмтеатра вы увидите часовню в честь святого равноапостольного князя Владимира. Её построили в 2015-м. Над проектом работала главный архитектор Белгородской и Старооскольской епархии Нина Цветкова, которая соединила русский и византийский стили.
Часовню построили из белого мрамора. Главный вход украшает витраж, на котором изображён князь Владимир. Главными реликвиями храма являются привезённые из Москвы Казанская и Иверская иконы Божьей Матери, которым около 200 лет. Купол расписывали волгодонские мастера.
Известно, что на месте театра раньше стоял Рождество-Богородицкий женский монастырь. Сюда его перенесли, вероятно, во второй половине XVII века с левого берега Северского Донца.
В XIX веке при монастыре отженское училище, позже преобразованное в церковно-приходскую школу, и просфорня, приносившая монастырю немалый доход. Также обители подарили участок до Везёлки – на нём построили богадельню и устроили конный двор, а остальную территорию засадили фруктовыми деревьями.
После Октябрьской революции развернулась кампания по закрытию монастыря. Просуществовал он до 17 августа 1923 года. В нём расположился детский дом-интернат, а после тут жили работники железнодорожного транспорта. Само место стало называться «Рабочий городок».
В феврале 1956 года его передали Белгородскому областному управлению культуры для строительства нового здания драматического театра, который получил своё имя в честь выдающегося актёра Михаила Щепкина. Изначально труппа базировалась на Гражданском проспекте. Переехали актёры на новую площадку в 1962 году.
В ноябре 1998 года от Смоленского собора к зданию областного театра перенесли памятник Щепкину. Он выполнен из бронзы и помещён на постамент из розового полированного гранита с мемориальной табличкой. Его создали скульптор Вячеслав Клыков и архитектор Анатолий Шишков в конце 1980-х годов.
В начале Свято-Троицкого бульвара расположен мемориальный комплекс «Вечный огонь».
Здесь похоронены герои Гражданской войны и воины, погибшие в боях при освобождении Белгорода. Позже здесь обрели вечный покой и другие защитники Родины из небольших братских и одиночных могил по всему городу. А на месте братской могилы установили высокий обелиск из кирпича с укреплённой на нём табличкой со списком фамилий воинов, которые удалось установить.
Здесь же похоронили затем и воинов, погибших во время пожара на станции Белгород 25 октября 1943 года.
Построить монумент в память о павших здесь решили в 1957 году. Авторами композиции стали скульптор Георгий Нерода и архитектор Исидор Француз.
Открыли памятник 5 августа 1959 года, в годовщину освобождения Белгорода от немецких оккупантов. В этот день на братской могиле зажгли Вечный огонь.
Над братской могилой возвышается скульптура скорбящей матери и ребёнка. В руках мальчик держит венок со словами на ленте: «Слава героям!» У подножия монумента уложены мемориальные плиты с фамилиями воинов.
Перед монументом возвышаются две стелы. На лицевой стороне одной из них изображён воин, на другой – рабочий. Они склоняют знамёна в знак скорби о погибших.
1 января 1956 года на площади Революции открыли трёхэтажную гостиницу «Белгород» на 100 номеров. Через несколько лет – в 1961 году – в эксплуатацию ввели четырёхэтажную пристройку с северной стороны здания.
В 1990-е годы гостиницу закрыли на реконструкцию, которая закончилась в 2000 году. Главные изменения состояли в надстройке этажа и создании угловой композиции, украшенной колоннадами, сферическим куполом и шпилем с флюгером.
Итак, мы осмотрели основные достопримечательности Соборной площади и теперь можем двигаться дальше. Нам нужно пройти по Театральному проезду к парку Победы.
Парк на левом берегу Везёлки разбили в 1963 году в ознаменование 20-летия со дня освобождения Белгорода от немецких оккупантов.
Сегодня на территории парка расположены памятники истории и культуры: стела в честь награждения города орденом Отечественной войны I степени, скульптурная композиция «Победа в Великой Отечественной войне», Аллея Героев и памятник маршалу Георгию Жукову.
С правой стороны от входа в парк стоит 12-метровая скульптура в виде треугольника со штыком от винтовки. Её создали на основе каменного панно с изображением солдат в 1980 году. Тогда за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны, за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, указом Президиума Верховного Совета СССР Белгород наградили орденом Отечественной войны I степени.
А теперь пройдёмся по главной аллее парка. По правую руку от вас будет фонтан «Непобедимый», а за ним – памятник «Победа в Отечественной войне». Его установили здесь 5 августа 1983 года в честь 40-летия Курской битвы и освобождения Белгорода от немецких захватчиков.
Её автор – выдающийся московский скульптор Валентин Чухаркин. Это скульптурная композиция с круговым обзором, центральная фигура которой – женщина-солдат, которая держит левой рукой древко развевающегося на ветру знамени, а правой – небольшой букет цветов. С левой стороны от неё молодой воин поднял вверх автомат, словно символизируя этим победу русского оружия, а с правой – пожилой солдат в правой руке поднял автомат, а левой, опущенной вниз рукой, придерживает плащ-палатку.
Скульптура неслучайно объединяет столь различных персонажей: она призвана сообщить потомкам о том, что победа в кровопролитной войне была достигнута лишь потому, что на защиту Родины поднялись не только молодые бойцы, но и старики, и женщины, сплотившись в едином патриотическом порыве. Динамичная и величественная композиция помещена на невысокий шестигранный постамент, облицованный красной гранитной плиткой.
Продолжайте идти по аллее. На следующем перекрёстке вы увидите Аллею Героев. Венчает её бюст выдающегося полководца, маршала Советского Союза, четырежды Героя СССР Георгия Жукова.
Авторы памятника – белгородский скульптор Дмитрий Горин и архитектор Юрий Веретельников. Бюст установили в парке Победы 5 августа 1998 года.
Аллею Героев открыли чуть позже – в 2001 году. Тогда установили первые 11 памятников Героям Советского Союза и 1 Герою России. Их создали белгородские скульпторы Анатолий Шишков, Анатолий Смелый, Дмитрий Горин, Александр Пшеничный и общество «Реквием».
Сейчас здесь 23 бюста, и Аллея Героев постоянно обновляется.
И вот мы подходим к одному из самых известных музеев Белгорода – диораме «Курская битва. Белгородское направление».
Строить музей начали в декабре 1984 года. 9 мая 1985-го посетителям представили «Зал боевой славы», в котором размещалась временная фотовыставка. После работу продолжили. Торжественно открыли новый музей 4 августа 1987 года.
Главный экспонат – гигантское художественное полотно, иллюстрирующее схватку на Курской дуге в июле 1943 года. Его создала творческая группа художников-баталистов студии имени Грекова. Площадь холста диорамы составляет 1005 квадратных метров: длина – 67 метров, высота – 15 метров. Между картиной и смотровой площадкой находится рельефный макет местности, занимающий более 500 квадратных метров. Художники воспроизвели события, наблюдаемые с высоты 252,2 метра.
4 августа 1993 года в музее открылась постоянно действующая экспозиция «На земле опалённой». Всего в фондах музея больше пяти тысяч уникальных экспонатов по военной истории края, а также коллекции произведений изобразительного искусства. В музее также хранится грамота, врученная президентом России Владимиром Путиным Белгороду как городу воинской славы в 2007 году.
5 августа 2022 года после большой реконструкции музей-диорама предстал в новом виде. Был проведён капитальный ремонт и реконструкция всех инженерных систем, а мастера студии военных художников имени Грекова отреставрировали историческое полотно.
Выходя из музея, поверните направо. Вы окажетесь на площади трёх белгородских музеев: музея-диорамы, краеведческого и художественного. Советуем посетить последние тоже и посмотреть на другие достопримечательности. Здесь установлен памятный знак «Въезжие столбы», монумент, возведённый в честь солдат, погибших в Афганистане, а в центре площади расположен фонтан «Салют».
Возле краеведческого музея стоит памятник, стилистически напоминающий старинные стелы, которые существовали в Белгороде в начале XX века. Это были южные столбы. Два северных встречали приезжих там, где сейчас находится Белгородский проспект.
Обратите внимание на старинную литографию памятника с видом старого города, столбов и женского монастыря.
А теперь обойдите фонтан. За ним находится последняя точка нашего маршрута – памятник погибшим в Афганистане, открытый 14 февраля 1997 года. Его авторы – скульптор Анатолий Шишков и архитектор Виталий Галай.
Памятник выполнен в виде афганского сельского строения – дувала. Проём с каждой стороны символизирует очертания шлема русского воина со времён Александра Невского. Этой отсылкой к древнерусской символике подчёркивается смысл участия наших солдат в афганской войне, словно связывая их с лучшими традициями доблести их предков. Православный крест, установленный на гранитном кубе внутри открытого пантеона, дополняет композицию в избранном стиле.