360Информация об авторских правах/>
обзор
Литература Белгородчины в XVIII — начале ХХ вв.

Литература Белгородчины в XVIII — начале ХХ вв.

Постоянная экспозиция Белгородского литературного музея.
Литература Белгородчины в XVIII — начале ХХ вв.

Экспозиция знакомит посетителей с особенностями литературного процесса на Белгородчине в XVIII – первой половине XX вв.

Белгородская литература берет своё начало в XVIII в., когда граница государства отодвигается далеко на юг, а Белгородская оборонительная черта утрачивает стратегическое значение. Складываются благоприятные условия для развития культурной и духовной жизни.

Среди первых литераторов белгородской земли – епископ Иоасаф Горленко, возглавивший Белгородско-Обоянскую епархию в 1748 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны.

«Брань честных семи добродетелей...», Иоасаф Горленко

В 1737 г. Иоасаф сочинил приветственное слово в стихах под названием «Брань честных седьми добродетелей с седьми грехами смертными, происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни Святой Великой Четыредесятницы, описанная по порядку её седмиц поэтическим образом и ритмом», с которым и обратился к высокому духовному лицу от имени всей епархии. В этом произведении семь добродетелей – смирение, благоутробие, целомудрие, любовь, пост, кротость и набожность ведут борьбу с семью грехами – гордостью, лакомством, блудом, завистью, обжорством, гневом и леностью за душу человека.

Хотя поэма была написана на церковнославянском языке, у современных читателей есть возможность познакомиться с ней на русском языке благодаря книге, изданной в 2005 г. в Белгороде.

Вторая половина XVIII в. стала эпохой утверждения классицизма в русской литературе. Его принципы и художественные методы нашли воплощение и в творчестве литераторов, жизнь которых связана с белгородской землёй. Это поэт и странствующий философ Григорий Саввич Сковорода, журналист, поэт, публицист Василий Григорьевич Рубан.

Экслибрис В. Рубана

Экслибрис создан художником Владимиром Козьминым в рамках цикла портретных экслибрисов специально для экспозиции Белгородского литературного музея.

Василий Рубан (1742–1795) родился в семье мелкопоместного дворянина. Литературное наследие Рубана весьма разнообразно. Он автор множества од, поздравительных стихотворений и похвальных надписей в стихах. Однако современники и позднейшие исследователи единодушно отмечали слабость и «искательский» характер большинства его поэтических произведений. Более удачной была деятельность Рубана в качестве переводчика. Он одним из первых в России в середине XVIII в. переводил античных авторов – Овидия, Горация, Сенеку, Виргилия. Также Рубаном было сделано семь переводов произведений Вольтера.

На конец XVIII в. – первую половину XIX в. в России пришелся период расцвета дворянской усадебной культуры. Именно в дворянских имениях зародился и получил основу для своего развития талант писателя, поэта Николая Борисовича Голицына, поэта и публициста Владимира Федосеевича Раевского, поэта, философа Николая Владимировича Станкевича, литературоведа, публициста, цензора Александра Васильевича Никитенко.

Экслибрис Н. Голицына

Экслибрис создан художником Владимиром Козьминым в рамках цикла портретных экслибрисов специально для экспозиции Белгородского литературного музея.

Николай Голицын (1794–1866) принадлежал к одной из знатнейших семей России. Он по праву считается основателем русской школы игры на виолончели, был почётным членом Санкт-Петербургского филармонического общества и на протяжении 1830–1850-х гг. публиковал статьи по музыкальной критике.

Как литератор Голицын дебютировал в 1837 г., опубликовав в «Библиотеке для чтения» путевой очерк «Переезд через Кавказские горы» и рассказ «Призрак-обличитель». В этом же году вышло его основное мемуарное произведение «Офицерские записки, или Воспоминания о походах 1812, 1813 и 1814 годов».

Экслибрис В. Раевского

Экслибрис создан художником Владимиром Козьминым в рамках цикла портретных экслибрисов специально для экспозиции Белгородского литературного музея.

Владимир Раевский (1795–1872) родился в дворянской семье в с. Хворостянка Старооскольского уезда Курской губернии (ныне Губкинский район Белгородской области). Получал образование в Московском университетском благородном пансионе и во Втором кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. Выбрав карьеру военного, он участвовал в Отечественной войне 1812 г., в заграничных походах русской армии 1813–1814 гг. Первые стихотворения, проникнутые патриотическим воодушевлением, Раевский написал в годы войны с Наполеоном.

С 1818 г. Раевский служил в Кишинёве, где возглавил кишинёвскую группу «Союза благоденствия». Во время службы на юге Раевский создал лучшие стихотворные сочинения в духе революционного романтизма, а его статьи-воззвания «О рабстве крестьян», «О солдате» принадлежат к наиболее ярким образцам агитационной публицистики.

Экслибрис А. Никитенко

Экслибрис создан художником Владимиром Козьминым в рамках цикла портретных экслибрисов специально для экспозиции Белгородского литературного музея.

Александр Никитенко (1804–1877) родился в семье крепостных крестьян в с. Удеревка Бирюченского уезда Воронежской губернии (ныне с. Мухоудеровка Алексеевского района Белгородской области). При содействии К. Ф. Рылеева и его друзей в 1824 г. Никитенко получил вольную, что позволило ему продолжить образование на философско-юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.

Никитенко долгие годы работал в различных цензурных учреждениях и ведомствах по надзору за печатью и приобрел репутацию вдумчивого, независимого, либерального цензора. Перу Никитенко принадлежит около семидесяти литературно-критических и литературоведческих работ, в которых им были даны оценки литературного наследия крупнейших русских писателей XVIII–XIX вв., и сегодня не утратившие своей актуальности. Но главным трудом Никитенко стал «Дневник», охватывающий период с 1826 по 1877 гг., который содержит богатый материал по истории цензуры, даёт представление о развитии литературного процесса и общественной мысли в России середины XIX в.

На смену романтизму в русской литературе пришел реализм, достигший своего расцвета в середине XIX в. Представителями этого литературного направления среди белгородских литераторов стали писатель, публицист Степан Тимофеевич Славутинский, писательница, драматург, собирательница фольклора Надежда Степановна Кохановская.

В творчестве белгородцев отразились эстетические идеалы, духовные искания писателей второй половины XIX в., которые, говоря словами О. Бальзака, были «учителями нравов», а сама литература являлась «учебником жизни». Целая плеяда уроженцев Белгородчины формировала ту творческую среду, которая определяла XIX в., была связана с русской культурой, оказывала влияние на классиков «золотого века». Это основоположник школы реализма на русской театральной сцене, автор знаменитых мемуаров «Записки актёра Щепкина» Михаил Щепкин, критик и философ Николай Страхов, писатель и критик Юрий Говорухо-Отрок, публицист и поэт Иван Шидловский, публицист Пётр Алисов, драматург и писатель Павел Барвинский.

Экслибрис М. Щепкина

Экслибрис создан художником Владимиром Козьминым в рамках цикла портретных экслибрисов специально для экспозиции Белгородского литературного музея.

Михаил Щепкин (1788–1863) родился в семье крепостного, управляющего имениями графа Волькенштейна. Обучался в Белгороде, в училищах Суджи и Курска. В 1805 г. впервые вышел на профессиональную сцену Курского театра братьев Барсовых. Почти 17 лет Щепкин выступал на провинциальной сцене. В 1822 г. с помощью будущего декабриста князя С. Г. Волконского актёр получил вольную и в том же году был принят в труппу московского театра (с 1824 г. – Московский Императорский малый театр), в котором служил на протяжении 40 лет.

Щепкин был замечательным педагогом и теоретиком искусства. Он стал основоположником школы реализма на русской театральной сцене. Сценические заветы Щепкина легли в основу системы актёрского творчества, разработанной К. С. Станиславским. По настоянию А. Пушкина он написал книгу «Записки актёра Щепкина» – первые две строки были написаны рукой поэта. Жизненные наблюдения актёра нашли отражение в русской литературе: устные рассказы Щепкина легли в основу некоторых художественных произведений Н. Гоголя, А. Герцена, Н. Некрасова и др.

Начало ХХ в. стало своеобразным рубежом, переходным периодом, когда безвозвратно уходили в прошлое не только прежние формы быта, труда, политической организации общества, но и сама система духовных ценностей требовала радикального пересмотра. Среди выдающихся белгородских литераторов первой половины ХХ в. – путешественник, полиглот, музыкант, педагог, классик японской литературы Василий Ерошенко, журналист, писатель-пушкинист Арнольд Гессен, педагог-просветитель Адриан Топоров, литературовед, исследователь творчества Николая Некрасова Владислав Евгеньев-Максимов, изобретатель и литератор Николай Анощенко, библиограф и литературовед Игнатий Владиславлев (Гульбинский).

«Сердце орла», Василий Ерошенко

В 1962 г. Белгородское книжное издательство выпустило первый в СССР сборник Ерошенко, состоящий из пятнадцати произведений – «Сердце орла». Составил книгу московский китаист и журналист, в будущем – известный писатель Р. Белоусов. В сборник были включены сказки, стихи, рассказы и очерки Ерошенко, вошедшие в трёхтомник, изданный в Токио в 1956 г., а также воспоминания о литераторе.

«Набережная Мойки, 12», Арнольд Гессен

Арнольд Гессен – уроженец г. Короча, по образованию юрист и микробиолог, по профессии – журналист, в восьмидесятилетнем возрасте обратился к писательскому труду, с особым интересом исследуя жизнь и творчество А. С. Пушкина.

Первую книгу о поэте Арнольд Ильич назвал «Набережная Мойки, 12». Она вышла в свет в 1961 г. Книга посвящена мемориальному музею Пушкина. Гессен подводит читателя к истокам последних творений Пушкина, к завязке драмы, которая привела к катастрофе. Эта книга принесла А. И. Гессену удивительную славу.

«Некрасов и его современники», Владислав Евгеньев-Максимов

Владислав Евгеньев-Максимов – уроженец села Демидовка Суджанского уезда Курской губернии (ныне Краснояружский район Белгородской области), доктор филологических наук, профессор, человек, более полувека своей жизни отдавший научному и педагогическому творчеству.

Он – автор многочисленных работ по истории русской литературы и журналистики, основоположником отечественного некрасоведения. Научная работа В.Е. Евгеньева-Максимова над творчеством Н. А. Некрасова длилась больше полувека.

«Русские писатели XIX–XX вв.», Игнатий Владиславлев (Гульбинский)

Игнатий Владиславлев (Гульбинский) (1880-1962) – уроженец г. Валуйки, библиограф, писатель. В декабре 1898 г. его исключили из Воронежского реального училища, а в марте 1902 г. арестовали в Воронеже за распространение ленинской «Искры», произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Либкнехта, Г. В. Плеханова. 11 сентября 1903 г. Гульбинский был отправлен по этапу в Олонецкую губернию.

До Октябрьской революции Гульбинский был выдающимся библиографом, известным в науке под фамилией Владиславлев. Он являлся автором справочника «Русские писатели XIX–XX вв. Опыт составления библиографического пособия по новейшей русской литературе», работу над котором начал еще в олонецкой ссылке, книги «Литература великого десятилетия».