обзор

Интерактивная экспозиция «От крепости до уездного города»

undefined / undefined

В феврале 2019 года управлением культуры Белгородской области был объявлен конкурс на лучший проект по художественному оформлению переходов и лестничных маршей в новом здании Белгородского государственного музея народной культуры.

Победителем конкурса был выбран художественный проект Григория Новикова: за оригинальность и новаторство в композиционном и образном решении, гармоничное сочетание аутентичных компонентов с современными материалами.

Григорий Владимирович Новиков — член Союза художников России.
undefined / undefined
Григорий Владимирович Новиков — член Союза художников России.

Концепция художественного проекта оформления центральной лестницы музея «От крепости до уездного города» отражает темы, не вошедшие в основную экспозицию музея, но необходимые для её целостного восприятия, рассказывает об истоках, корнях традиционной культуры, помогает проследить историю культуры нашего края.

Неслучайно проект начинается с основания города Белгорода и показа военной службы стрельцов, пушкарей, драгун, казаков и других служилых людей на порубежье. «Дикое поле» – так называлась территория нашего края в ХV–ХVI вв. Это было опасное место для жизни – здесь хозяйничали крымские татары. Они использовали эту территорию как форпост для нападения на Русское государство. Долгое время борьба с набегами татар буквально пронизывала всю жизнь, быт населения южной окраины Руси. Опустошительные набеги повлекли за собой необходимость сооружения новых оборонительных рубежей и строительства крепостей, защищавших земледельческое население Российского государства.

Белгород строили стрельцы, пушкари, которые прибыли из Москвы с воеводою. Все они именовались служилыми людьми «по прибору», т. е. их «прибирали» на государственную службу. Служили они «с землею без денег», т. е. получали на время службы землю, с которой и кормились.

Вслед за строительством городов-крепостей с 1635 года началось сооружение оборонительной линии, вошедшей в историю под названием Белгородской черты, протянувшейся почти на 800 км.

Белгородская оборонительная черта стала основным препятствием на пути татарских вторжений в пределы южных районов Российского государства и положила начало основательному заселению и хозяйственному освоению края.

В те далекие времена жизнь земледельца полностью зависела от урожая. А урожай, в свою очередь, зависел не только от того, как будет подготовлена к севу земля (т. е. вспахана, заборонена, удобрена и т. п.), сколько тяжелого труда будет в это вложено, но и от того, когда начнет оттаивать земля, какие будут росы – теплые или холодные, пойдут ли вовремя дожди, не спалит ли всходы озимых солнце. Праздниками и торжественными обрядами фиксировались все изменения в природе: начало движения солнца к зениту, первые признаки весны, возвращение первых перелетных птиц, первая трава, первая зелень на деревьях и т. д.

Крестьянские праздники были не просто развлечениями, а имели особый глубокий смысл. Все они были посвящены земле-матушке, которая кормила и одевала, которая принимала в себя человека.

Пожалуй, самый главный зимний праздник – это Рождество, рождение нового солнечного года. Канун Рождественского праздника народ издревле называл Сочельником и придавал ему большое значение, строго следуя обычаям своих предков. Особенно веселым на Рождество был обычай обходить дома и петь колядки. Обязательно для исполнения колядок специально изготавливали рождественскую звезду, с которой колядовщики и ходили по домам.

Одним из почитаемых весенних праздников являлось Вербное воскресенье. Ветки вербы на предпасхальной неделе несли для освящения в церковь, а после украшали ими образа в избе. В народной традиции освящённая верба давала людям силу и здоровье.

Встрече весны в народном календаре был посвящен праздник «Сороки». Во многих деревнях в этот день девушки и дети начинали «кликать весну», для чего с «жаворонками» (печеньем из пшеничной или ржаной муки в виде птиц) в руках влезали на крыши строений или собирались на пригорках и выкрикивали веснянки. В надежде на хороший приплод произносили особые слова: «Обернутся «сороки» сорока сороками!».

Середина весны и начало лета – время девичьих праздников. Традиционные на Руси праздники земледельцев, посвященные проводам весны и встрече лета, в народе называли «зелеными святками». Именно девушки, по древнему обычаю, могли «прихорашивать» землю, заплетать, как косы, ветви березки, украшать их лентами, водить карагоды и радовать песнями природу.

Осенью в каждом крестьянском доме, в красном углу под образами словно святыня появлялся небольшой ржаной сноп с колосьями – первый убранный с осеннего поля хлеб. И если начало лета считалось порой девичьих праздников, то с началом страдной поры для общения с землёй допускались женщины.

На жниву (жатву) обычно ходили дружно, с песнями, в особенно выбеленных, едва отмеченных красной вышивкой одеждах.

В конце жатвы бытовал обычай «завивания бороды». Оставшийся объёмистый пучок колосьев перевязывали, заламывали на корню (не сжиная его). Эту «бороду» оставляли на поле до следующего года зимовать.

Очень важным моментом в жизни крестьян была ярмарка. Все необходимое, что крестьянин не мог произвести у себя в хозяйстве, он мог купить здесь.

Товар раскладывался на прилавках, выстроенных рядами, а если не позволял объем – то и просто на земле. Торговали также и вразнос так называемые коробейники. На ярмарках был представлен, пожалуй, самый широкий ассортимент товаров, отображающий материальные потребности населения того времени: скобяные изделия, продукты питания, посуда, сувениры, платки, упряжь и многое другое. Ярмарка – это не только торговля, но и яркий красочный праздник.

Горожане тоже не обходили вниманием ярмарки. Однако в остальное время жизнь городских жителей текла своим чередом. Белгород начала прошлого века был небольшим уездным городом Курской губернии, а главной улицей как тогда, так и сейчас была та самая улица, на которой сегодня расположен музей народной культуры.

До начала XX века нынешний Гражданский проспект назывался улицей Корочанской, так как вёл к дороге в уездный город Корочу. В 1904 году в связи с посещением Белгорода Николаем II городские власти переименовали центральную улицу в улицу имени Императора Николая II.

Множество человеческих судеб связано с этой улицей, со зданиями, стоящими на ней. В начале XX века на Корочанской, а затем Императорской улице было множество торговых и общественных заведений. В их числе Русско-Азиатский банк, четыре из восьми городских аптек, пять из тринадцати действовавших в разное время фотоателье, единственные в городе музыкальный магазин и магазин швейных машин «Зингер», все три городских кинематографа – «Орион», «Иллюзион» и «Биограф Пате».

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»
vk.com/kultbel
Вступить в группу
«Культурный регион»
в Telegram
t.me/belevents
Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.