обзор

Краткий путеводитель по экспозиции Белгородского художественного музея

undefined / undefined

В экспозиции, хронологически охватывающей произведения, созданные в 1910–1990-е годы, акцентированы лучшие работы музейных коллекций, крупные имена и ведущий жанр живописи XX века – сюжетно-тематическая картина.

Произведения второй половины ХХ века сгруппированы по тематике: события новейшей истории (гражданская война, Великая Отечественная война), романтизм «сурового стиля», образ современника (время, творчество, личность, городская среда), сельская жизнь страны и её многонациональный характер, индустрия страны, великие стройки эпохи, люди труда.

undefined / undefined

Лучшее из созданного художниками реалистического направления ХХ века неотделимо от искусства советского периода нашей истории, неразрывно связано с его образами, проблемами, мечтами, а порой и наивными заблуждениями, то есть всем тем, что составляло содержание жизни той эпохи, её действительностью.

Виталий Леус, «Осень на Байкале»

В 1986 г. в составе группы художников Виталий Леус совершает творческую поездку на озеро Байкал. В течение трех месяцев на творческой даче художник пишет свои самые камерные и лиричные работы, создает многочисленные этюды, а также несколько картин, посвящённых величественной и торжественной Сибирской природе.

В пейзаже «Осень на Байкале» Виталий Дмитриевич воплотил суровую мощь, красоту и бескрайность Байкальского края, восхитившего и покорившего воображение художника. На картине он практически не пишет небо, завышая линию горизонта, но благодаря холодному сиреневатому колориту пространственное звучание пейзажа усиливается, наполняется воздухом.

Семён Чуйков, «Вечерний пейзаж»

Этот этюд написан в период работы над серией «Киргизская колхозная сюита». И, хотя главным в творчестве Чуйкова всегда оставался человек, природа в его картинах не просто фон или место действия, она является камертоном настроения.

Художник восхищался природой любимой Киргизии:

Суровая величественная природа занимает большое место в жизни колхозника-киргиза. Поэтому и в моей «Колхозной сюите» ей отводится соответствующее место. Величественные просторы долин, залитые морем света и воздуха, необозримые пастбища и грандиозные силуэты горных хребтов, на мой взгляд, гармонируют с образом свободного человека, хозяина этой природы.

Петр Оссовский, «Московский Кремль зимой»

Пейзаж «Московский Кремль зимой» был написан Петром Оссовским в 1979 году. Он представляет собой вид на Кремль, открывающийся со стороны ГУМа.

В творчестве художника есть серия работ, которую он сам назвал «Кремлиада». В нее вошло много пейзажей с видами Московского Кремля. Архитектурная красота, ее сложность и многогранность поразили художника. В разное время года взору Оссовского представали пейзажи, оставлявшие яркие впечатления.

Сергей и Алексей Ткачевы, «Сыновья»

Источником сюжета полотна «Сыновья» стала личная биография семьи Ткачевых. Из пятерых сыновей трое были участниками Великой Отечественной войны: кроме Сергея, воевали Василий и их старший брат Серафим, погибший на фронте. Именно момент прощания матери со своими сыновьями, уходящими на фронт, изобразили художники. Произведение «Сыновья» стало олицетворением драмы тысяч советских семей.

Композиционное решение картины таит в себе скрытый смысл произведения. Контраст темной комнаты и дверного проема, наполненного ярким солнечным светом, олицетворяет Великую Победу, которая войдет в каждый дом, в каждое сердце. Противопоставлены световому пятну первый план и затемненные участки дома, отражающие атмосферу неопределенности и тревоги.

Александр Куприн, «Бахчисарай. Сумерки»

Крым – одна из любимых тем Александра Куприна. В 1920-х годах по настоянию врачей и в связи с тяжелой болезнью он уехал туда и поселился на даче. Крымская природа, горы и море стали важнейшей темой его творчества. В этот период написаны представленные в экспозиции одухотворенные пейзажи: «Бахчисарай. Сумерки», «Пейзаж с двумя фигурами».

В картинке «Бахчисара. Сумерки» – вечерняя тишина: угас ослепительный блеск ярких красок летнего дня, исчезла звонкая свежесть зеленых холмов, приглушилась сиреневыми тенями белизна каменных стен домов. Мягкий сумеречный свет бледно-холодного неба окрасил Бахчисарай в коричнево-зеленовато-фиолетовые тона.

Горизонтальная ритмика округлых башен органично звучит «рефреном» в плавных линиях горных холмов, а игольчатые вышки минаретов и четкие вертикальные ритмы плотно построенных кубов домов, как бы вторят совершенным линиям стволов островерхих тополей.

Юрий Пименов, «Новый год»

Сюжет картины кажется незатейливым, но это лишь на первый взгляд. За окном ночь, обильно падает снег, а в теплой комнате за круглым столом группа людей празднует Новый год. Часы вот-вот пробьют 12, о чем красноречиво свидетельствует будильник на шкафу в глубине комнаты. Люди оживлены, их позы подвижны, а лица и руки с фужерами устремлены к главному персонажу полотна – офицеру с боевыми наградами на груди. Образ человека военного – главный в картине, что не случайно, ведь полотно создано спустя всего 4 года с дня окончания Великой Отечественной войны.

А увидеть все экспонаты выставки «Отечественное искусство XX–XXI веков» вы можете в музее.

Белгородский государственный художественный музей

В экспозиции представлено изобразительное искусство XX века.

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»
vk.com/kultbel
Вступить в группу
«Культурный регион»
в Telegram
t.me/belevents
Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.