В конкурсе Императорской Академии художеств на большую золотую медаль Поленов и Репин участвовали в один год — оба писали этот евангельский сюжет, оба получили награду и право на пенсионерскую поездку в Европу. Репин представил напряженное ожидание, Поленов — момент после свершения чуда. Там, где Репин показал внешне очень сдержанные эмоции, что сильнее вовлекало зрителя в осмысление смерти, Поленов выстроил композицию на довольно активной жестикуляции.
Критик Владимир Стасов в 1877 году в письме к Поленову, перечисляя его достоинства, не преминул сообщить, что в его «таланте две главных струны — колоритность и грация, — и эти две симпатичные стороны поразили меня ещё в первой <…> работе, мною виденной:„Дочери Иаировой“. В этой программе я не видел ровно ничего исторического, никакого выражения глубокого чувства, не было и тени чего-то, что вводило бы нас в комнату, где сию только минуту смерть царила».