Экспозиция демонстрирует связь науки и изобразительного искусства. Различные вспомогательные приборы, приспособления, устройства и механизмы использовались художниками еще со времен Средневековья. Некоторые из них выступали в роли помощников, упрощающих, ускоряющих работу. Другие обеспечивали художнику неоспоримое конкурентное преимущество, но есть и те, которые, по сути, определяли стиль и способствовали попаданию их обладателя в ряд величайших мастеров, обеспечивали ему место в истории искусства рядом с первыми именами.
Выставка связана прежде всего с именем Яна Вермеера – голландского художника XVII века. Он не был особенно заметен в свое время среди собратьев по кисти, однако искусствоведы заново «открыли» его в середине XIX века. Популярность Вермеера сравнима теперь со славой великого Рембрандта ван Рейна.
Представлены живописные факсимильные копии с оригиналов работ Яна Вермеера, выполненных современным художником-реставратором Михаилом Денисовым в материалах и техниках, близких к авторским, а также действующая демонстрационная модель камеры-обскуры и другие приборы и приспособления, которые использовались и используются художниками: масштабная рамка, камера-люцида, стереоскопы, кронциркуль, пантограф и другие.