360/>
обзор
Выставка «Ливень в декабре»

Выставка «Ливень в декабре»

Персональная выставка Ольги Поповой.
Выставка «Ливень в декабре»

В выставочном зале «Родина» в 2019 году прошла персональная юбилейная выставка члена Союза художников России Ольги Поповой. Представленные работы охватывают большой промежуток творческой деятельности художницы – с конца 80-х годов ХХ века по настоящее время.

Экспозиция демонстрирует насколько многогранно и необычно творчество Ольги Поповой. Это и ручное ткачество, и монументальный текстиль, и различные графические техники. Тематика работ также очень разнообразна. Зрителями было представлено 15 гобеленов, акварели и пастели, написанные на международных пленэрах, а также книжные иллюстрации, выполненные в различных графических техниках.

Ливень в декабре

Гобелен, давший название выставке, был соткан Ольгой Поповой в 2019 году. Его композиция гобелена вдохновлена поэтическими строками Яна Крашека. Ольге удалось живописными средствами передать интонацию стихотворения, выделяя некоторые строки и колористически, и графически, тем самым ставя смысловые акценты.

Форт Фредерика Вильгельма. Башня Монталамберта

Акварель написана Ольгой Поповой в 2000 году во время поездки на пленэр в Польшу.

Здание, изображённое на картине, находится в Козле (ранее – прусский город-крепость). Его построили в 1805 году для защиты от французской армии. В начале 20-го века в козлинском форте размещалась пивоварня, во время Второй мировой войны крепость вновь служила по своему назначению. При боях за город войсками советской армии она была сожжена и больше не восстанавливалась.

Как рассказывает художница, находиться совсем одной в заброшенном полуразрушенном сооружении было страшно. Коллега по пленэру чех Юзек Дронк, который привозил и забирал Ольгу из этого пустынного уголка Козле, назвал её сумасшедшей, потому что даже сам не решался рисовать в таком некомфортном месте. Это случай закрепил за Ольгой репутацию художника, который «рисует руины».

Холокост

Гобелен был создан Ольгой Поповой в 1990 году. Его пластическая форма явилась художнице во сне или, точнее, в видениях. Это видение не покидало до конца работы – эскиз, картон (эскиз в полный размер произведения), крашение шерсти, собственно ткачество – на протяжение всех этапов создания произведения картина реально стояла перед глазами.

«Мой Холокост» о бессмысленной жестокости, о тёмной стороне homosapiens, способных планомерно массово истреблять себе подобных.

Сейчас гобелен находится в Белгородском художественном музее.

Амплитуда бессилия

Гобелен был создан Ольгой Поповой в 2014 году. В этой работе автор стремилась выразить драматизм существования человека и непознаваемую красоту вселенского хаоса, уязвимость перед лицом природных катаклизмов, которые невозможно ни предотвратить, ни избежать. Это попытка художницы передать трагические предощущения от того, что таят в себе стихийные процессы на Земле и в космосе: катастрофические цунами, вызванные сейсмической активностью разломов земной коры, падения гигантских метеоритов, несущих разрушения, изменения климата и его последствия. Это реальность, в которой живёт человек.

Гобелен «Амплитуда бессилия» Ольга Попова создавала специально к всероссийской выставке, посвящённой космосу. В 2016 году он экспонировался в Смоленске на Всероссийской выставке «Циолковский-Королёв-Гагарин», посвящённой 55-летию первого полёта в космос.

Эскиз занавеса для Белгородского театра кукол

Занавес, который сейчас видят все посетители Белгородского театра кукол, создан по эскизу Ольги Поповой.

В занавесе художница использовала разные по фактуре ткани – жатый и гладкий плотный шёлк, жаккард, портьерную ткань с матовым блеском и крупными вышитыми кольцами, классический для занавесов бархат на хлопковой основе, а также различные шнуры и тесьму. Все кисти для этого занавеса художница мастерила сама.

Затмение

Этот гобелен был создан Ольгой Поповой в 1987 году в непростой жизненный период. Художница, вспоминая период работы над гобеленом, говорит, что она «выплёскивала из себя свою лиловую катастрофу».

Жизнь сложна, в ней так много боли и страдания, так резко может ворваться в жизнь болезнь, случиться смерть. Так часто людей охватывает чувство страха и беспомощности перед неожиданно случившимся несчастьем.

В челне разума

Гобелен выполнен Ольгой Поповой в 2015 году для Белгородского государственного университета. Он является частью стелы, знакомящей с государственными Актами, ставшими судьбоносными вехами в истории БелГУ.

На гобелене изображены основное здание БелГУ, фрагмент исторического здания, в котором находится теологический факультет, а также архивная карта уездного Белгорода 1785 года – тот участок, где сейчас находится университетский комплекс БелГУ. В центре композиции – тексты из удивительного памятника русской педагогики и книгопечатного искусства 17-го века, «Букваря» Кариона Истомина.

...Меня влечёт неведомая сила

Эта работа создана в 2018 году к III Российской триеннале современного гобелена «Вердюра XXI века». В основе идеи гобелена – строка из монолога Князя, персонажа незавершённой драмы А. С. Пушкина «Русалка»: «Невольно к этим грустным берегам / Меня влечёт неведомая сила…»

Underground

Гобелен выполнен в 2005 году. Сюжет этой композиции явился результатом личных впечатлений и переживаний автора, связанных с трагическими событиями лета 2005 года – 7 июля в лондонском метро случились взрывы.

Неделей ранее художница была в Лондоне и гуляла со своими друзьями как раз в тех местах. Близость беды ударила так сильно, что эскиз получился на одном дыхании.

Эскиз занавеса Театра им. М. С. Щепкина

Занавес для театра имени М. Щепкина сбыл создан в 2001 году. В основе художественного решения – как бы два занавеса: лёгкий светлый поверх тёмного тяжёлого.

Занавес делали в Москве, в мастерских цеха мягких декораций Малого театра. Его площадь – почти 200 квадратный метров, вес – более полутонны. Сшить его было непросто – полотнища занавеса расстилались на полу, прибивались гвоздями к полу, всё тщательно выравнивалось и промётывалось. Чтобы ничего не сместилось, бархат нашивали вручную прямо на прибитой к полу основе – ведь исправить недочеты после вывешивания было бы невозможно.

«Культурный регион» во ВКонтакте
@kultbel
«Культурный регион» в Facebook
@kultbel