обзор

Шесть интересных экспонатов художественного музея

Портрет работы Зинаиды Серебряковой, скульптура Евгения Лансере и другие примечательные экспонаты.

Белгородский государственный художественный музей открылся в 1983 году. В его экспозицию входят скульптуры из металла и мрамора, дореволюционные, советские и современные картины, предметы декоративно-прикладного искусства.

Знакомимся с интересными экспонатами музея – полотнами Юрия Пименова и Станислава Молодых, скульптурой Евгения Лансере, графическими работами Зинаиды Серебряковой, Владимира Мельниченко и Ады Рыбачук.

Зинаида Серебрякова. «Портрет Галины Тесленко»

undefined / undefined

Художница Зинаида Серебрякова родилась в Белгородском уезде Курской губернии. Она принадлежала к знаменитой творческой династии: ее дед Николай Бенуа был известным архитектором, мать в молодости увлекалась графикой. Отец и брат художницы занимались скульптурой.

Зинаида Серебрякова нарисовала свою подругу, архитектора Галину Тесленко в 1921 году. В то время художница жила в Петрограде, зарабатывала на жизнь быстрыми пастельными портретами. Галина Тесленко была одной из немногих, кто продолжал поддерживать Серебрякову после революции. Она приехала навестить подругу, и та нарисовала с натуры ее портрет сангиной – карандашом красно-коричневого цвета.

Эта работа создана в манере, характерной для всех женских портретов Зинаиды Серебряковой. Автор изобразила Галину Тесленко с тонкими изящными чертами лица, слегка вытянутыми, миндалевидными глазами и едва заметной улыбкой. На рисунке заметно сходство не только с моделью, но и с самой художницей.

Портрет хранится в коллекции Белгородского художественного музея с середины 1980-х годов. Его передала дочь Зинаиды Серебряковой – художница Татьяна Серебрякова.

Евгений Лансере. «Запорожец после битвы»

undefined / undefined

Скульптор-анималист Евгений Лансере был отцом Зинаиды Серебряковой. Он прожил недолгую жизнь – всего 37 лет, однако создал за это время более 400 скульптур. Особенно часто Лансере изображал лошадей. Первую тройку он вылепил из воска в 11 лет, а позже подарил ее будущему императору Александру III.

Евгений Лансере создал жанровую скульптурную композицию «Запорожец после битвы» в 1873 году. Он изобразил запорожского казака в традиционных шароварах, легкой просторной рубахе и высокой меховой шапке. Лошадь, которую всадник держит в поводу, кажется встревоженной: она оглядывается назад и тянет узду. Очевидно, этот конь лишился седока в битве, и казак захватил его как трофей.

Юрий Пименов. «Новый год»

undefined / undefined

Юрий Пименов называл себя «реалистическим импрессионистом». Чаще всего он писал лирические сцены из жизни москвичей. Одной из самых известных его работ стала картина «Новая Москва», на которой изображен городской пейзаж и девушка за рулем автомобиля.

Полотно «Новый год» Пименов написал в 1949 году. После Великой Отечественной войны прошло всего четыре года, многие мужчины еще носили солдатскую форму в повседневной жизни. Центральной фигурой полотна стал человек в гимнастерке и галифе. Из всех героев картины он ярче всего освещен лампой, которая висит над столом. Так художник подчеркнул отношение к военным в те годы: их воспринимали как героев, защитников, победителей.

Юрий Пименов много работал над театральными декорациями и афишами к кинофильмам, поэтому хорошо разбирался в построении кадра и мизансцены. Картина «Новый год» написана так, словно зрители наблюдают за действием из-за приоткрытых кулис. Их роль исполняют двери, которые ведут в комнату. Полутемная прихожая на переднем плане выглядит, как авансцена в театре.

Художник уделил особое внимание приметам времени и деталям, которые передают веселую праздничную суету. На вешалке в прихожей рядом с солдатской шинелью и изысканным дамским пальто висит лисья шуба – в 1940-х годах она считалась роскошью, такие меха носили только обеспеченные женщины. Обувь под вешалкой стоит в беспорядке, а на тумбочке кто-то забыл пакет с мандаринами: вероятно, гости торопились к праздничному столу. За окном виден типичный «пименовский» пейзаж – нечеткий, размытый, словно слегка мерцающий от летящего снега и новогодней иллюминации.

Станислав Молодых. «Пугачевщина»

undefined / undefined

Художника Станислава Молодых часто вдохновляли исторические сюжеты. Две своих картины он посвятил восстанию Емельяна Пугачева – беглого донского казака, который выдавал себя за императора Петра III. Оба произведения написаны на холстах большого формата: площадь каждого из них составляет около 15 квадратных метров.

На полотне «Пугачевщина» изображена толпа мятежников, которые идут по снегу длинной колонной. На переднем плане люди изображены крупно и четко, по отдельности друг от друга: можно рассмотреть их лица, одежду, оружие. Среди повстанцев – русские крестьяне с топорами, вилами и самодельными пиками, хорошо вооруженные всадники в доспехах, киргизы и казахи в национальной одежде. Ближе к горизонту толпа становится более плотной, превращается в темную монолитную массу.

Сам атаман изображен в верхней левой части картины, верхом на белом коне. Молодых написал картину в тревожном, мрачном колорите. Люди выглядят угрюмыми, небо клубится тяжелыми тучами, даже зарево на горизонте кажется не светом восходящего солнца, а отблеском далекого пожара.

undefined / undefined

«1773» – вторая работа Станислава Молодых, посвященная Пугачевскому бунту 1773–1775 годов. Она стала логическим продолжением картины «Пугачевщина». Однако мятежный атаман на ней уже не так горделив, как на предыдущем полотне: он ссутулился в седле, выглядит усталым и угрюмым. Толпа вокруг него поредела и уже не кажется такой грозной силой, как в «Пугачевщине». В спину Пугачеву направлена казачья пика – знак скорого предательства тех, кто его поддерживал.

Над каждой из этих картин Станислав Молодых работал несколько лет. За это время он создал множество набросков, которые рисовал углем. Некоторые из них представлены в коллекции Белгородского государственного художественного музея.

Владимир Мельниченко, Ада Рыбачук. «Мужской портрет»

undefined / undefined

В 2006 году художник и фотограф Николай Еремченко подарил Белгородскому музею коллекцию из 145 графических работ разных авторов. В их числе был и «Мужской портрет», который создали киевские художники Владимир Мельниченко и Ада Рыбачук.

Этот графический лист был выполнен в смешанной технике. Авторы сочетали литографию – печать на бумагу с плоской каменной поверхности – и оттиск с цинковой пластины. Центром композиции стал портрет молодого мужчины. Глубокие резкие тени придали ему величественный, монументальный вид. Его окружают более тонкие линейные рисунки: изображения всадника в буденновке, солдатского строя под развевающимися знаменами, военные сцены, задумчивое лицо пожилого человека. На обратной стороне листа сохранилась дарственная надпись: «2/5 1981–84 А. Рыбачук В. Мельниченко цикл «Память» лист III. Николаю Еремченко Ада Рыбачук, Владимир Мельниченко в мае 1984 г. Москва – На Память – 22 июня 1984».

Иван Остафийчук. «Музыканты»

undefined / undefined

Графический лист «Музыканты» хранится в собрании Белгородского зудожественного музея с 2005 года. Его передал в экспозицию художник Николай Еремченко. В каталожном описании работы значился автор Г. Остафийчук и название «Музики». Работники музея установили, что инициал автора был указан неправильно: украинская буква I в левом углу листа частично сливалась с черным фоном, поэтому ее приняли за русскую Г. Исследователи выяснили, что автор работы – украинский художник-график Иван Остафийчук, а ее название переводится на русский язык как «Музыканты».

Остафийчук создал этот графический лист в технике линогравюры. Основу рисунка он вырезал на линолеуме, а затем покрыл ее черной краской и отпечатал на бумажном листе.

На линогравюре изображены четыре музыканта в национальной одежде гуцулов – коренных жителей Карпат, где родился автор. На заднем плане за фигурами музыкантов изображены деревянные ограды, традиционные для карпатских деревень, высокие ели и облака.

В мае 2017 года сотрудники Белгородского художественного музея встретились с Иваном Остафийчуком во Львове. Художник подтвердил, что именно он – автор линогравюры «Музыканты», и подарил музею альбом со своими работами.

Отзывы
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»
vk.com/kultbel
Вступить в группу
«Культурный регион»
в Telegram
t.me/belevents
Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.