обзор

Ремёсла Белгородской области

Гончарный, кожевенный, кузнечный, ткацкий, иконописный и ювелирный промыслы.

Ремесла – по сути мелкое ручное производство – появились в тот момент, когда человеку понадобились орудия труда, одежда и оружие. В разные времена на территории Белгородчины развивались гончарный, кожевенный, столярный, кузнецкий, ткацкий, иконописный и ювелирный промыслы. Практически в каждой семье были мастера, которые могли изготавливать разные предметы быта.

Сначала необходимую утварь, одежду, оружие делали для собственного пользования. А навыки изготовления передавали из поколения в поколение. В каждой слободе занимались ремеслом, для которого можно было использовать местный материал. В месте, богатом глиной, изготавливали керамику. Там, где было развито скотоводство, появлялись шерсть и кожа для изготовления сапог. Не имея доступа к ресурсам, например, глине, люди заказывали готовую посуду у мастеров из соседней слободы. Так ремесла приобретали заказной характер. А позже, с развитием рыночной торговли и появлением различных заводов по производству, – промышленный.

По данным земских статистических сборников XVIII – начала XIX веков в Белгородском крае целые поселения занимались отдельными ремёслами. Крупными ремесленными центрами были Грайворонский, Борисовский, Старооскольский, Корочанский и Новооскольский уезды.

Кожевенное ремесло

В украинских поселениях Новооскольского и Грайворонского уездов около трёх тысяч дворов выделывали кожу. Здесь же мастера шили кожухи, шубы, и даже сапоги для царской гвардии. А Уразовскую замшу считали одной из самых качественных и поставляли в Италию и Францию. Во Франции даже одно время был популярен одеколон «Русская кожа».

Отличить украинское изделие от русского можно было по цвету. Украинцы окрашивали верх в черный цвет сажей,а русские – в желтый корой ольхи.

Однако технология обработки кожи была одинаковой. Вначале материал вымачивали, складывали в чан с золой и известью, затем очищали от шерсти и «квасили» – опускали в хлебный квас из отрубей и ржаной муки. А после дубили – пересыпали молотой корой дуба. Через 40 дней кожу доставали, сушили и пускали в производство. Местные кожевенники в основном выделывали полувал – грубую кожу крупного рогатого скота для сёдел. И лишь некоторые производили юфть – мягкую, эластичную, но очень прочную кожу для обуви.

Также ремесленники создавали кожаные украшения. И сейчас на Белгородчине есть мастера, которые на заказ могут сделать практически что угодно – обложку на документы, альбом для фотографий, ножны, кошельки, ремни, сумочки и бабочки – и все индивидуальное, в единственном экземпляре.

Гончарное ремесло

Одним из самых древних ремёсел нашего края считается гончарное. Археологи выяснили, что горшки из глины использовались на территории Белгородчины еще в новокаменном веке, 5000-2000 лет до нашей эры. Осколки древней посуды можно увидеть на экспозициях в краеведческих музеях Белгорода и области.

В XVIII веке гончарное ремесло стало самым распространенным. Больше всего мастеров было в слободе Борисовка. Некоторые семьи даже оставляли занятие земледелием и зарабатывали на жизнь только продажей керамики.

Секреты мастерства гончары передавали от сына к отцу. В день мастер мог изготовить на гончарном круге до 40 простых изделий – тарелок, горшков, кувшинов. Их особо не украшали, могли нанести тонкой палочкой прямые или волнообразные линии. После лепки посуду оставляли просохнуть: летом – на улице в тени, зимой – в помещении на полках. После того, как собиралось сотни три изделий, их отправляли на обжиг в большой горн – специальную печь для обжига керамических изделий. Если позволяла местность, то горн оборудовали внутри склона холма, так чтобы топочная камера была под землёй, а верхнее отверстие – снаружи. Внутри камеру обкладывали огнеупорным кирпичом. Огонь разводили под полом камеры и пламя, постепенно разгораясь, поднималось сквозь отверстия до нужной высоты. Обжигали изделия долго – 8 часов, начиная с малой температуры и постепенно поднимая ее примерно до 900 °C. Затем вся керамика остывала в течение 12 часов. Посуда борисовских мастеров исчезала с прилавков как горячие пирожки.

В ХХ веке, чтобы не утратить ремесло, несколько династий борисовских гончаров объединились в артель «Свобода». Позже была образована «Борисовская фабрика художественной керамики». Ее изделия сохранили традиционную форму, хоть процесс изготовления и поставлен на поток.

В городе и по области существуют также частные гончарные мастерские, в которых научиться мастерству может любой желающий.

Одним из современных мастеров гончарного дела является Алена Кичичиди. Мастерица нарочно оставляет небольшие неровности на изделии, делая его особенным.

Традиционные игрушки-свистульки

В Старом Осколе был развит игрушечный промысел. Скорее всего ремесло попало в наши края вместе с переселенцами из центральной и северной части страны и прижилось здесь как подсобный промысел гончарства. Если изготовлением домашней утвари занимались мужчины, то игрушки лепили в основном женщины. Для фигурок использовали белую глину, а сверху уже расписывали жидкой глиной красного цвета – ангбогом. Формы игрушек поначалу были условны, например, фигурки людей – без четко вылепленных лиц и деталей. Глаза и рот мастерица рисовала тонкой палочкой, а нос делала, просто защипывая часть глины. Некоторые из игрушек были со свистком: наши предки верили, что резкий звук отгоняет от человека злых духов и оберегает его.

Каждая новая эпоха накладывала на игрушки свой отпечаток. Сначала это были простые животные, птицы и люди. В XVII веке, в тяжелые военные времена, появились фигурки воинов, в начале XIX века – всадники в модных шляпа-двууголках, деревенские бабы и нарядные барыни. С появлением фабричных кукол мастера сильно изменили игрушки. Они делали оттиск с кукольной головы, а иногда даже фарфоровой статуэтки, все остальное вылепливали самостоятельно и расписывали.

Одной из самых известных династий мастеров-игрушечников XX века была семья Гончаровых – Анастасия Павловна и три её дочери, Евдокия, Ольга и Наталья. Глава семейства, Михаил Кузьмич, тоже занимался гончарным делом, но по традиции он изготавливал разнообразную посуду, банки для цветов и трубы для дымоходов. Сестры Гончаровы оставляли промысел почти на полвека, но потом снова начали лепить игрушки. Они сохранили традиции, выставлялись в музеях и обучали мастерству всех желающих.

источник фото
Ольга и Наталья Гончаровы

Ткацкое ремесло

Другим женским ремеслом было ткачество. Основным сырьем для изготовления тканей была конопля. Обрабатывали ее летом и осенью. Летом заготавливалось сырье для пряжи, а осенью – для грубого волокна, из которого делали веревки для лаптей и канаты.

Особое внимание уделялось изготовлению рушников. Это были и простые полотенца для лица и рук, и атрибут многих обрядов, и детали традиционного интерьера. Рушники для украшения комнаты называли крючковатыми, потому что их вешали на крючки. Ими покрывали край зеркала или украшали красный угол – место, где висели иконы. Рушник был одним из немногих предметов, который сохранился в крестьянском быту с языческих времен практически неизменным и тоже считался оберегом.

Ткачество дало толчок еще одному старинному ремеслу – изготовлению бёрд. Бёрдо – это специальный гребень для ручного производства ткани. Основу делали из мягких пород деревьев – липы, берёзы, лозы. Веточки нужно было срезать ранней весной или поздней осенью, когда в них меньше всего сока. Помимо основы нужно было изготовить чисменки – поперечные палочки, между которых проходит нить. Для них брали веточки тех же деревьев или камышей. Работа эта была тонкая и кропотливая, действовать ножом нужно было очень аккуратно, чтобы срезы получались ровные, а палочки были примерно одной ширины и длины. Затем края чисменок зачищали, чтобы нитки не цеплялись за заусенцы, и заостряли с обеих концов. А для связывания всех частей бёрда использовали веревку, которую сами же делали из отходов конопли или пеньки. После приготовлений мастера собирали сам инструмент – закрепляли между собой длинные и короткие палочки, и постепенно между ними вставляли чисменки и каждую обматывали веревочкой. Работа выполнялась одновременно снизу и сверху бёрда, поэтому шла очень медленно.

Бёрд сохранил свой первоначальный вид и до сих пор есть мастера, которые на нём работают.

Иконопись

Когда в Борисовке начала развиваться иконопись, точно неизвестно. Случилось это примерно в то время, когда Борис Шереметев, тогдашний владелец слободы, основал в начале XVIII века Богородице-Тихвинский женский монастырь. Расписывать стены он пригласил мастеров из Санкт-Петербурга, постепенно местные умельцы переняли навыки и ремесло закрепилось в слободе. В середине XVIII века многие мастера здесь уже зарабатывали только росписью, не занимаясь земледелием или скотоводством. Борисовские иконы пользовались большим спросом далеко за пределами края, их увозили на Кавказ, в Сербию и Болгарию. Постепенно из-за большого спроса на них появились низкоквалифицированные мастера – «личкуны». Они прописывали на своих иконах только лики и руки святых, а все остальное покрывали фольгой или украшениями. На такое изделие уходило немного времени, но и качество у него было ниже. Настоящие мастера-красочники расписывали все изображение полностью – лики, руки, одежды и фон. Краски для икон замешивали в основном на яичном желтке, разбавляли его водой или хлебным квасом. А в качестве консерванта добавляли поваренную соль.

Уже в начале XIX века стали появляться школы, в которых учили писать иконы. В них брали мальчиков 11-12 лет, знающих грамоту. Личкуны обучали мастерству 2-3 года, а красочники на два года дольше. Обучение было бесплатное, но первые два года ученики жили за свой счет, а последние – на школьном обеспечении. Закупали иконы в основном местные торговцы и Тихвинский монастырь.

Благодаря иконописи стало развиваться новое направление столярного ремесла – изготовление дощечек и киотов для икон. И возникновению нового промысла – отделке икон. Первыми стали украшать иконы монахини, а потом уже и крестьянки. Отделка «красочной» иконы и «личкунки» отличалась друг от друга. Первую декорировали у краев киота фигурно обработанной фольгой и искусственными цветами, вторую покрывалась фольгой полностью, прорезали отверстия для лица и рук, а контуры фигуры, нимб и складки на одежде просто выдавливались.

Само ремесло иконописи после революции 1917 года исчезло. Спустя почти сто лет борисовская иконопись стала возрождаться. При Тихвинском женском монастыре учат традиционному ремеслу создания и обрамления икон.

Кузнечное дело

Еще одно древнее ремесло, которое существовало в нашем крае еще до татаро-монгольского нашествия, – кузнечное дело. Оно считалось одним из самых уважаемых занятий, а кузнецам порой приписывали магические силы из-за умения повелевать огнём и металлом.

Труд ковальщиков, как их еще называли, всегда пользовался спросом. Они подковывали коней, изготавливали и чинили доспехи и оружие. Для крестьян и горожан изготавливали косы, топоры, серпы, а также гвозди для строительства.

Кузнецы работали с открытым огнём, поэтому традиционно жили на окраине села или города. Трудились в кузне круглый год, летом в основном подковывали лошадей и ремонтировали хозяйственный инвентарь, а зимой занимались заказами местных торговцев – изготавливали подковы, цепи, кольца.

В небольших кузнях всегда царил полумрак: так кузнецу было проще определить, насколько нагрет металл. Обычно у мастера было двое подмастерий, молотобойцев. Со временем они перенимали навыки работы с металлом и начинали дело самостоятельно.

С развитием металлопромышленности кузнечное дело пришло в упадок, но совсем оно не исчезло. И сейчас на территории Белгородской области работают несколько мастеров, которые создают кованые изделия любой сложности – от ворот и беседок до декоративных элементов интерьера.

Ювелирное мастерство

Ремесленники-ювелиры жили в Хотмыжске в XIX веке. Это были крестьяне, которые в свободное от работы время также изготавливали крестики, сережки и кольца. Материалы для своих изделий – серебро, медь, цветные стёкла или олово – закупали в основном в Борисовке или Харькове. Кустарное производство не выдержало конкуренции с более дешевым фабричным производством и не получило достаточного развития. Однако, народные умельцы все же встречаются и сегодня: они принимают небольшие заказы на индивидуальное производство.

Отзывы
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»
vk.com/kultbel
Вступить в группу
«Культурный регион»
в Telegram
t.me/belevents
Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.