обзор

Выставка «Большие шедевры маленького музея»

undefined / undefined

Выставка представляет лучшие произведения живописи и графики из собрания Шебекинского историко-художественного музея. Ее основу составляют картины, которые передали в дар музею супруги Выродовы и Российский Фонд культуры. В числе авторов – выдающиеся русские и советские художники, чье творчество широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом.

Иван Владимиров, «Конец масленой недели»

Бытовая зарисовка «Конец масленой недели» погружает зрителя в предвесеннюю распутицу, делает соучастником народного гуляния. Масленица – праздничная неделя перед Великим постом, проводы зимы. При слове «масленица» в памяти возникают образы последних зимних дней, которые наполнены разудалыми песнями, ароматом румяных блинов, перезвоном колокольчиков на тройке.

Картина принадлежит кисти Ивана Алексеевича Владимирова – русского живописца-баталиста и рисовальщика, Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Он широко известен своими работами на историко-революционные и батальные темы, его знали как признанного мастера социалистического реализма.

Леонард Туржанский, «Пастушок и лошадь»

Л. Туржанский родился в семье врача в Екатеринбурге. С юных лет увлекся живописью, что однозначно решило направление его жизненного пути. Туржанский учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Еще в годы учебы он показал на выставке «передвижников» цикл работ, написанных во время путешествия по Русскому Северу. Лучшие из этих пейзажей сразу были приобретены для Третьяковской галереи.

До революции 1917 г. Туржанский выполнял иконописные заказы, но позже стал писать исключительно пейзажи. Постоянным источником творческого вдохновения для художника была природа родного Урала. Картины художника немногословны, бесхитростны, лишены каких-либо эффектов, просты и цельны по композиции. Главное содержание его полотен заложено в колористическом решении. Прирожденный живописец, Туржанский мыслит и чувствует цветом, причем его гамма построена не на богатстве палитры, а на возможностях избранных красок.

Этюд «Пастушок и лошадь», сочетающий любимые мотивы мастера, несмотря на небольшие размеры и внешнюю неброскость, включен в каталоги произведений художников 1920-х гг. и состоит на учете в Третьяковской галерее.

Григорий Мясоедов, «Нищая»

«Нищая» – скромный рисунок, написанный в 1911 г. непревзойденным мастером реалистической живописи Григорием Григорьевичем Мясоедовым, одним из крупнейших представителей передвижничества старшего поколения. Еще в бытность воспитанником Академии художеств он ввел в свои произведения народ, показал колоритные фигуры и типы простых людей, специфику окружающей их среды.

Мясоедов родился в семье обедневшего дворянина Тульской губернии и не понаслышке был знаком с трудностями простой крестьянской жизни. Во время обучения за рубежом молодой живописец познакомился с памятниками мировой художественной культуры и искусством Европы того времени. В эпоху расцвета критического реализма главной своей задачей европейские художники считали правдивое изображение повседневной жизни страдающих и обездоленных людей. На их примере Мясоедов убедился в необходимости приблизить искусство к зрителю и решил в своем творчестве противопоставить «живое» искусство строгим постулатам академизма.

Алексей Лаптев , «Рыбаки Каспия»

Алексей Михайлович Лаптев – художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Он учился в московской школе-студии Ф. И. Рерберга, у П. Львова и Н. Купреянова в Высших художественно-технических мастерских. Лаптев работал художником-иллюстратором в журналах, потом в области книжной графики, с 1956 г. – художником журнала «Веселые картинки». Одним из первых он проиллюстрировал стихи А. Барто, оформлял книги В. Маяковского, Н. Гоголя, М. Шолохова, басни И. Крылова и другие. Именно он придумал образы Незнайки и его друзей из сказки Н. Носова, которые известны сейчас во всем мире.

В 1930-х гг. художник совершил поездку на Урал, ездил в творческие командировки по колхозным деревням, затем был командирован на Каспий. Там он выполнил серии зарисовок с изображением рыбацких поселков и степных пейзажей «Каспийская сюита» и «Под Астраханью».

Иван Шишкин, «Болото по ВЖД»

Иван Иванович Шишкин – выдающийся русский художник-пейзажист, превосходный офортист и рисовальщик. Он родился в городе Елабуге в семье купца-хлеботорговца. В 1856 г. поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств, прилежно учился и удивлял всех выдающимися способностями в живописи.

Некоторые критики считают, что талант художника иногда гораздо ярче проявляется в одноцветных рисунках и офортах. Шишкин был гравером-профессионалом, исполнившим 100 офортов и 68 оригинальных литографий. По словам И. Крамского, Шишкин знал русскую природу «ученым образом» и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые навсегда стали своеобразными символами России.

Сергей Герасимов, «Молотьба»

Щедрое солнце заливает картину «Молотьба», охристо-золотистые краски придают полотну необычайный колорит, до краев наполняют его жаром и зноем последних дней лета, ощущением счастья и радости.

Картина принадлежит кисти Сергея Васильевича Герасимова – советского живописца, мастера книжной иллюстрации, портретиста, педагога. Сергей Васильевич Герасимов родился в Можайске в крестьянской семье. В 1901 г. он приехал в Москву и поступил в Строгановское училище. Затем учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Герасимов – один из ведущих мастеров советского искусства, представитель русского импрессионизма в живописи. В 1920-х гг. он создал в рисунке, литографии и живописи галерею крестьянских образов, которые принадлежат к лучшим творческим достижениям художника. Писал также картины на темы революционной истории.

Петр Коровин, «Кузница»

Петр Иванович Коровин – русский живописец, график, иллюстратор. Родился в Москве в семье состоятельного купца. Отец не возражал против увлечения сына искусством, поэтому после окончания коммерческого училища Коровин продолжил свои юношеские художественные опыты в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Кисти Коровина принадлежат реалистические жанровые картины «Крестины», «Перед праздником», «На базар», «За чайным столом», «Сяду я за стол, да подумаю», «Ночное», «Кашевар», «Утро в детской». В 1899 году художник переехал в Пензу, где преподавал в художественном училище. Для пензенского периода его творчества характерны бытовые композиции, сочетающие коллективные портреты и пейзаж: «Ссора», «Лесной пейзаж с охотником», «Рыбаки», «Отставной николаевский солдат».

Мстислав Добужинский, «Английская набережная в снегу»

Мстислав Валерианович Добужинский – живописец, график, театральный художник, критик, мемуарист. Он родился в Новгороде в семье офицера, потомка старинного обрусевшего литовского рода. Обучался живописи в частных студиях, в том числе и за границей.

Работая в смешанной технике или чистым рисунком тушью, Добужинский посвятил свое творчество прежде всего городскому пейзажу. Он также занимался станковой графикой и живописью, успешно преподавал. Была в творчестве Добужинского еще одна любимая тема. Его называли «художником Петербурга» – как никто другой он умел передать душу великого города, его внутреннее бытие.

Однако революционные события 1917 г. все изменили. Тихое угасание города, погружение в сон, в небытие отразились в серии литографий мастераграфика «Петербург в двадцать первом году». Одна из самых удачных работ серии, где жуть опустевшего и замерзшего гиганта-города передана очень экспрессивно, – «Английская набережная в снегу». В ней «поэт линии и ритма» Добужинский достиг предельной высоты.

Нина Сергеева, «Рига»

Нина Алексеевна Сергеева – живописец и график, заслуженный художник РФ. Родилась в поселке Юзовка близ Донецка на Украине. До войны училась в Харьковском художественном институте, в 1945 г. продолжила обучение в МГХИ им. В. И. Сурикова.

Сергеева – яркий представитель московской импрессионистической школы. Сильнейшее влияние на ее творчество оказала живописная эстетика И. Грабаря – выдающегося русского художника и историка искусства. Жанры ее работ разнообразны: станковая картина, портрет, пейзаж.

Живопись Сергеевой благодаря мастерству колориста удивительно нежна и даже чуть идеалистична, но все же не уводит зрителя в символизм, за грань реального. Ее портреты великолепны, а пейзажи излучают свет и восторг перед мирозданием.

также рекомендуем

«Культурный регион»
во «вконтакте»
vk.com/kultbel
Вступить в группу
«Культурный регион»
в Telegram
t.me/belevents
Вступить в группу