обучение6+

Лекция «Великие пианисты прошлого и настоящего». Фредерик Шопен»

null / Шопен играет для Радзивиллов, 1829 (картина Генрика Семирадского, 1887)
15
мая 2024
Среда
Событие прошло

Осенью 1810 года, спустя около семи месяцев после рождения сына, Николя Шопен переселился в Варшаву. В Варшавском лицее он, благодаря протекции Скарбеков, получил место после смерти преподавателя пана Маэ. Шопен был учителем французского и немецкого языков, а также французской литературы, содержал пансион для воспитанников лицея, который пользовался хорошей репутацией. Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью и благотворно сказывались на развитии одарённых детей. Кроме Фридерика в семействе Шопенов было три сестры: старшая — Людвика, в замужестве Енджеевич, бывшая его особенно близким преданным другом, и младшие — Изабелла и Эмилия. Сёстры обладали разносторонними способностями, а рано умершая Эмилия — выдающимся литературным талантом. Существует анекдот о том, что ещё трёх лет от роду Шопена застали ночью за роялем, на котором он подбирал танцевальную мелодию, которую Юстина играла для пансионеров днём, и пояснил при этом, что хочет подменять мать, если она устанет. Первой учительницей Шопена стала его старшая сестра Людвика, которая была очень музыкальна. Позднее в письме от ноября 1825 года Шопен хвалит сочинённую ею мазурку. Дворец Острожских — место расположения варшавского музея Шопена. Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды. Пианист Войцех Живный (1756—1842), чех по происхождению, начал заниматься с 7-летним мальчиком. Живный считал себя представителем школы Баха, с которым Шопен, таким образом, познакомился в самом раннем возрасте и пронёс почтение к лейпцигскому кантору через всю жизнь. Также он играл произведения Моцарта, Гайдна, Бетховена, Гуммеля, Риса, Йировца и других современных пианистов. В возрасте восьми лет под конец февраля 1818 года Шопен впервые выступил на публике с концертом Йировца и с тех пор играл у друзей семьи и в аристократических салонах. Его сравнивают с Моцартом. В 1819 году певица Анджелика Каталани, восхищённая исполнением, дарит Шопену золотые часы с гравировкой. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. Также Живный, будучи, как свойственно эпохе, хорошим импровизатором, начал и композиторское образование Шопена. Его первое изданное произведение, полонез g-moll (1817), вероятно, было записано и отредактировано Живным, потому что сам Шопен ещё не владел нотной грамотой. Также от того времени дошли полонез B-dur и «Военный марш», исполнявшийся в Варшаве на парадах. Вероятно, тому же времени принадлежит мазурка D-dur. Наиболее ранний (датированный автором 23 апреля 1821 года) сохранившийся автограф Шопена — полонез As-dur. Эти произведения стоят в общем ряду своей эпохи и оригинальными, присущими стилю Шопена, чертами, разумеется, не обладают. После домашнего обучения, обусловленного хрупким здоровьем, Шопен в 1823—1826 годах обучается в Варшавском лицее, не интересуясь математикой и естественными науками, но проявляя интерес к истории литературы и истории Польши. Историю Польши он по вечерам «рассказывал» при помощи рояля. С двенадцати лет (1822) Шопен начал свои частные теоретические занятия у композитора Юзефа Эльснера, друга семьи Шопенов. В 1826 году Шопен перешёл к Эльснеру в Высшую школу музыки. Эльснер характеризовал его словами «Музыкальный гений» и не ограничивал какими-либо правилами или методами. В своём учебном курсе Эльснер опирался на материал польской народной песни. Среди школьных друзей Шопена — Титус Войцеховский, Юлиан Фонтана, Игнаций Добжиньский, Т. Нидецкий, А. Орловский, Ю. Новаковский, А. Рембелиньский и другие польские музыканты и композиторы. С пианистом Рембелиньским Шопен импровизирует на двух роялях. В сочинениях для оркестра и хора Шопен нередко уступает другим ученикам, но главенство его пианистического искусства неоспоримо. Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов, усердно посещал оперные театры и картинные галереи, способствовали его дальнейшему развитию.

Источник: Культура.РФ
Отзывы
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.
Узнавайте новости культуры первыми
Подпишитесь на еженедельную рассылку
«Культурный регион»
во «вконтакте»
vk.com/kultbel
Вступить в группу
«Культурный регион»
в Telegram
t.me/belevents
Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.